Город:
Дата и время:

Вместо хлеба - зрелище

Елена Александровна Шулика проработала в «Кубанькино» почти четверть века. За это время случалось разное: и триумфы киноиндустрии, и упадки, вызванные политическими событиями. Однако призвание остается с человеком несмотря ни на что. Воспоминания Елены Александровны – тому подтверждение.

— Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, когда Вы пришли работать в «Кубанькино»?

— Я отработала в «Кубанькино» 24 года. Пришла сюда молодой девушкой. Для меня было очень приятно и престижно здесь работать. Я вообще по жизни хотела быть строителем, поступала в монтажный техникум на промышленное и гражданское строительство. Получила только две четверки, не прошла по конкурсу. Поступила я на филологический факультет КубГУ, где успешно проучилась. Но, педагогическая деятельность у меня не сложилась, поскольку мальчишки меня не слушались, прыгали, бегали. И вот я пришла работать в «Кубанькино». Тогда здесь работали очень маститые участники ВОВ. Принципиальные, грамотные люди. Велась мощная репертуарная политика. Только два фильма зарубежных давали в месяц на экраны кинотеатров, остальные были советские. За этим очень строго следили. У нас, тут были секретные, закрытые помещения, где хранились эти фильмы.

Сначала я работала обыкновенной учетчицей, списывала фильмы, которые вышли из строя. Это было так скучно. Но, были и счастливые дни просмотры по вторникам. Здесь показывали новые фильмы, и я была удостоена чести, мне разрешали посещать эти просмотры.

Мы жили очень скромно, а я всегда любила фильмы и не всегда мне мама давала деньги. Однажды произошел такой неприятный случай в моем детстве. Был фильм индийский «Бродяга», и денег мама не дала, а дала двадцать копеек, чтобы я купила хлеб. А я ослушалась, пошла в кинотеатр, посмотрела этот фильм. И домой стыдилась придти, потому, что хлеба не было. Вот такая грустная история была в моей жизни. И вдруг, я стала работать в кино. Довольно быстро меня послали на курсы повышения квалификации в Москву, где мне было очень интересно. Там преподавали профессора ВГИКа, а именно, такие знаменитые режиссеры, как ушедший из жизни Эльдар Александрович Рязанов. Удивительный человек. Там он нам читал режиссуру. Показывал свои мастер-классы. Это было на экономическом факультете, но тем не менее, читали ведущие режиссеры и мастера кино. Вскоре мне предложили должность начальника репертуарного отдела, поскольку, уже пожилые ветераны войны уходили из жизни, им было сложно работать, а требовалось новое веяние, проводить кинофестивали, представлять актеров. Работать начальником репертуарного отдела было сложно, поскольку репертуарная политика очень строго соблюдалась. Мы были в таких серьезных условиях, что советские фильмы плохо шли, а нужны были зарубежные для кассовых сборов. К нам приходили и просили дать зарубежные фильмы в кинотеатрах. И мы, конечно давали. Но, приходилось прятать, показывали зарубежные фильмы, а подставляли российские.

В это время у нас часто были реорганизации, постоянно менялось название учреждения. Было и очень скучно, было и грустно, но самое интересное, что проходили кинофестивали. Мы привозили актеров, возили их по краю, тогда еще были колхозы, совхозы. Наш край очень благодатный, гостеприимный. Накрывали шикарные столы. Наши актеры любили к нам приезжать. Мне повезло ездить с ними по краю.

Но, потом пришло время и меня пригласили работать по совместительству в КГУКИ, где я работала на кафедре телерадиовещания, но было все очень сложно, поскольку еще не были разработаны программы. Старое уже ушло, новое не наработали. Все приходилось по крупицам собирать. Вот так я получила за свои заслуги звание «Почетного кинематографиста России». Я, наверное, одна из последних, которые получили это звание. Потом это звание уже убрали. Затем, я ушла на заслуженный отдых и горжусь тем, что в этой отрасли работают уже студенты, которые занимают руководящие посты. Я рада за них и желаю всем творческих успехов.

— Были ли курьезные случаи в Вашей работе? Несостыковки?

— У меня был страшно неприятный случай, когда я допустила такой брак, который принес большой ущерб нашему предприятию и отрасли. А именно, тогда был один из кассовых фильмов «Экипаж». И я его расписала кинотеатру «Аврора», тогда это был самый ведущий кинотеатр, у которого были кассовые сборы. Я случайно сделала расписание этого фильма на май кинотеатру «Аврора» и кинотеатру «Новороссийск». А они же планировали. Это реклама, это затраты и пр. И вот, приходит день, я копию отправляю в «Аврору», а другой копии нет. Я просто ошибочно сделала расписание.

— Вы говорили, что актеры различные приезжали, кого помните из знаменитых актеров?

— Фатееву помню, очень красивую, Нонну Мордюкову помню, прекрасную, бойкую женщину, помню Лидию Федосееву-Шукшину, неподражаемую и простую.

— Вы столько лет посвятили кино, есть ли какой-то любимый фильм, который Вы безоговорочно признаете великим шедевром?

— Вы знаете, у меня всегда были споры с моими коллегами, специалистами «Кубанькино». Моя точка никогда не совпадала с моими коллегами, которых я очень, безумно люблю. У меня нет любимого фильма. Но, я помню, я очень много выстрадала, когда посмотрела фильм с Софи Лорен «Брак по-итальянски». Я всегда была толстушкой и эта женщина с ее невероятной красотой и обаянием меня всегда потрясала, и ее фильмы нравились. Вообще я выросла на классике. Это «Дама с собачкой», «Война и мир», Наташа Ростова меня умиляла. Именно классика, которая переживет века.