Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89
Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89
Катя с самого детства обладала природными способностями, которым суждено было выразиться на экране и сцене театра. В ней удивительным образом сочетались энтузиазм, решительность, прямота, естественность, непредсказуемость и чудачество.
В школе она прекрасно рассказывала стихи и писала сочинения, поэтому могла поступить на филфак или факультет журналистики, потому что хорошо владела словом, – этот талант передался ей от деда и отца. Но примерно с 13 лет Екатерина стала ходить в театральный кружок и всё-таки остановила свой выбор на театральном. Изначально Васильева собиралась поступать в Щукинское училище. Но сложилось так, что когда она оканчивала школу, во ВГИКе Михаил Ромм объявил зимний набор студентов на актерское отделение. В результате она сразу прошла все 3 тура, и после окончания школы поступила во ВГИК.
Внутренняя свобода и редкий магнетизм актрисы еще в пору студенчества поражали окружающих. Способности студентки Васильевой были очевидны, но настораживала слишком нестандартная внешность, которая, казалось, не позволит ей полностью раскрыться на экране.
Как и многие актеры, Васильева, будучи студенткой, снялась в своем первом фильме. Это была небольшая роль в киноповести "На завтрашней улице" (1965). Первые заметные роли в кино она исполнила в 1967 году в фильмах "Журналист" Сергея Герасимова и "Война под крышами" Виктора Турова.
Незаурядное мастерство позволило ей с равным успехом играть как комедийные, так и драматические роли. Персонажей Васильевой отличает желание из обыденной, банальной ситуации сделать нечто неоднозначное, яркое и оригинальное. Даже самый неискушенный зритель может назвать множество картин с ее участием. Эта ее способность быть всюду узнаваемой всегда вдохновляла и удивляла. Не каждый актер способен так ошеломляюще заполнить короткое экранное время своей энергией, яркостью, непохожестью на других, как это блестяще удается Васильевой.
Она много снималась, пик творческой карьеры пришелся на 1970-е – 1980-е годы – время, когда в центре картин оказываются столкновения характеров, тяга к нестандартным подходам в решении образов и судеб. Красавица горянка в картине Алексея Коренева "Адам и Хева" поражает своей статностью, а своеобразие резких черт лица вполне отвечает стандарту кавказской женской красоты.
Потом вышли "Бумбараш", "Эта веселая планета", Соломенная шляпка", "Обыкновенное чудо", "Чародеи". В основном это музыкальные работы, которые не являлись характерными для актрисы, но моментально полюбились миллионам телезрителей. Героини Васильевой под кажущейся твердостью скрывают загадочную и ранимую душу. Яркий пример такого совмещения – роль в фильме Марка Захарова "Обыкновенное чудо". Под воздействием нахлынувших чувств ее героиня Эмилия, железная леди, снимает маску, и зритель видит женщину, способную чувствовать, сопереживать и жертвовать.
Ее героини всегда знали, что им нужно, и прямо шли к своей цели, не допуская компромиссов. Не так страшна колдунья Шемаханская в фильме "Чародеи", она всего лишь влюбленная женщина, которая борется за свое счастье. Удивительно, но при всей своей жесткости, эгоистичности и твердости героини Васильевой крайне редко заслуживали звание отрицательного персонажа.
Если в молодости любовь была красивой и легкой, то со временем чувства остывают, а персонажи актрисы становятся матерями. В "Экипаже" Александра Митты она играет женщину, чьи чувства поостыли, молодость прошла, страсти давно утихли. У нее осталась только дочь, которую она хочет понять. Таковы почти все матери в исполнении Екатерины Васильевой. Они сами не до конца повзрослели, их трудно представить в роли учителей, у них свой подход к проблемам в отношениях с детьми как, например, в "Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна" Станислава Говорухина, где актриса представитель взрослых.
В 1989 году Васильева снялась в главной роли в фильме Михаила Козакова "Визит дамы", создав колоритный образ миллионерши Клэр Цеханасьян, которая через 30 лет возвращается в родной город, чтобы убить любимого, который когда-то предал ее.
В 1997 году Екатерина Васильева сыграла в телесериалах "Графиня де Монсоро" и "Королева Марго". Несколько лет после этого она нигде не снималась, но потом все-таки появилась в картине Валерия Приемыхова "Кто, если не мы". Этот фильм о России, о наших детях.
А в 2000 году снялась в мелодраме Олега Янковского "Приходи на меня посмотреть". Она играла Софью Ивановну – парализованную старушку, которая живет вместе со своей дочерью, старой девой Татьяной. Это слегка наивная, но добрая и трогательная рождественская сказка. После выхода картины Екатерина Васильева стала лауреатом премии XII фестиваля "Созвездие" за лучшую женскую роль в 2001 году.
Фильмография актрисы весьма обширна и включает более 60 картин, потому что это естественная потребность – дарить с экрана тепло, нести идеи добра и единства. И пусть ее героини все еще сохранили резкость и не всегда правы, но в их поступках чувствуется неподдельная искренность, душевная открытость и желание сделать жизнь ярче.