Город:
Дата и время:

15 сентября талантливому актеру Кириллу Лаврову исполнилось бы 95!

   Сегодня одному из любимейших актеров своего поколения ‒ Кириллу Лаврову исполнилось бы 95!

    Актерская профессия – всегда жребий. Как экзамен. И Кирилл Лавров изначально вытянул самый трудный билет. На экране он играл героев нашего времени. Лавров не обладал ни атлетической фигурой Евгения Урбанского, ни ослепительной внешностью Вячеслава Тихонова, ни пробивным обаянием Николая Рыбникова. Его притягательность была скромной, ненавязчивой, внешность, что называется, невыдающейся. Невысокий, без рельефных мышц, он был именно таким, каким и должен был быть советский герой – простым, не выделяющимся из строя парнем, про которых детям читали стихи: "Много в столице таких же значков, каждый к труду-обороне готов". Лавров был призван в строй положительных героев и умудрился среди них выглядеть подлинным. На крупных планах обнаружились мальчишеский азарт, дерзкие, хулиганские искорки в глазах.

    Кирилл рос обычным ленинградским пацаном. Телегин в "Хождении по мукам" говорит: "Я обычен, как восьмой номер калош", так и Кирилл был абсолютно восьмой номер калош ленинградского мальчишки. Он рос весьма хулиганистым и задиристым мальчишкой.

    Одним из увлечений Кирилла был футбол, он даже сам играл в футбол, причем для мальчишки играл профессионально, наверное, поэтому его взяли в команду ленинградского "Спартака".

    Война повергла в шок всю страну, и Кирилл Лавров не остался исключением - он искренне хотел защищать Родину, хотел на фронт, чтобы бить фашистских оккупантов. Но Кирилл работал на военном заводе в Новосибирске, у него была "бронь" и 18 ти лет еще не исполнилось. Но Лавров не сдавался, и изо дня в день ходил с просьбами, а иногда и просто с требованиями в военкомат, где всех "достал". И, в конце концов, в начале 1943 года, его взяли, но не на фронт, а отправили учиться в Усть–Каменогорск в военно-авиационную школу механиков, которую он закончил уже по окончании войны. В течение пяти лет Лавров служил техником на одном из Курильских островов – обслуживал самолеты.

    Первой сценой Кирилла были подмостки самодеятельного театра в армии. После службы идти было некуда, тоска смертная. Так и пришла идея создания драмкружка. И после демобилизации в 1950 году Кирилл Лавров, едва сойдя с поезда, сразу побежал показываться Товстоногову. Его имя уже гремело, а Кирилл играл в самодеятельности с большим успехом и самонадеянно считал себя опытным актером. Но когда Георгию Александровичу доложили, что его дожидается какой-то солдат, он удрал от него через другой ход.

    В ту же пору в Ленинграде гастролировал Киевский театр драмы имени Леси Украинки, где тогда работал отец Кирилла. Он решил попробоваться там и ему повезло ‒ взяли. Правда, во вспомогательный состав. Несколько лет он участвовал исключительно в массовках и был счастлив от того, что просто выходил на сцену. Тогда в театре царила удивительная творческая атмосфера благодаря его художественному руководителю Константину Хохлову. Для Кирилла, тогда еще мальчишки, пришедшего только что из армии и ничего не умеющего, эта первая ступень театрального образования была очень важна.

    Отец был категорически против того, чтобы Кирилл стал артистом. Династические проблемы его совершенно не интересовали, он очень хорошо знал актерский мир и понимал, насколько это неверная профессия, насколько она зависит от случая, стечения обстоятельств. Ему казалось, что военное училище, законченное Кириллом, – прекрасное начало. Он видел сына военным инженером и думал, что он закончит академию, станет офицером. А тут – театр! Но, видимо, у судьбы было другое предназначение для него, да и в Кирилле все-таки сыграли какие-то гены.

    Как это часто бывает с театральными актерами, широкое признание, всеобщая известность и народная любовь пришли к К.Ю. Лаврову в том числе и в результате работы в кинематографе.

    Сниматься в кино Кирилл Лавров начал с 1956 года. Однако решающим для актера стал 1964 год, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в фильме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова. В 1969 году вышел фильм Ивана Пырьева "Братья Карамазовы", где Лавров исполнил роль Ивана Карамазова. Этапной для актера стала и роль Андрея Башкирцева (прообраз Сергея Королева) в фильме "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого. Потом последовала целая череда превосходных работ, таких как, граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь", Гладышев в "Объяснении в любви", Виктор в "Долгой счастливой жизни", Болингброк в телефильме "Стакан воды", Ярослав Мудрый в "Ярославне - королеве Франции".

    Последней работой актера стала роль Понтия Пилата в сериале "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко.

    С уверенностью можно сказать, что Лавров всегда был актером истинно петербургского стиля. За внешней сдержанностью скрывался мощный темперамент, способный как на вулканические проявления, так и на нежный, подчас трогательный лиризм. Лавров был не просто замечательным актером, а и во многом знаковой фигурой: ему была дана удивительная способность выразить свою эпоху. За полвека, отданные сцене, Кирилом Лавровым сыграна история не отдельного человека, а целого поколения.