Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

Путь в Рим и из Рима… С 20 по 31 января в «Кубанькино» будут показаны фильмы итальянского кинорежиссера Федерико Феллини.

Ретроспективный показ посвящен 95-летию со дня рождения выдающегося итальянского кинорежиссера

       В программе показа – девять фильмов Феллини:
       20 января в 19.00 – «Рим» (16+, Италия, Франция, 1972, 128 мин., драма);
       21 января в 19.00 – «Сладкая жизнь» (12+, Италия, 1960,
179 мин., драма);
       22 января в 19.00 и 24 января в 17.00 – «Восемь с половиной» (12+, Италия, Франция, 1963, 138 мин., драма);
       23 января в 19.00 – «Джульетта и духи» (16+, Италия, Франция, 1965, 148 мин., драма);
       25 января в 17.00 – «Амаркорд» (16+, Италия, Франция, 1973,
119 мин., драма);
       27 января в 19.00 – «Белый шейх» (16+, Италия, 1952, 83 мин., драма);
       28 января в 19.00 – «Три шага в бреду» (16+, Италия, Франция, 1968, 121 мин., детектив);
       29 января в 19.00 – «Мошенничество» (16+, Италия, Франция, 1955, 108 мин., драма);
       30 января в 19.00 и 31 января в 17.00 – «И корабль плывет…» (16+, Италия, Франция, 1983, 133 мин., драма, история, музыка).

Биография
Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер, обладатель пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, родился 20 января 1920 года в Римини.
      
Его родители, Урбано Феллини  (1894–1956)  и  Ида Барбиани  (1896–1984),  поженились  в  1918  году в Риме, после чего переехали в Римини, где отец стал работать коммивояжером.
      
Образование Федерико получил классическое, закончив монастырскую школу в Фао. В 1937 году он переехал во Флоренцию, где учился на репортера.

В 1938 году Феллини приехал в Рим. Жил недалеко от вокзала, в меблированных комнатах, соседствуя с торговцами-китайцами, ворами и женщинами легкого поведения. За свою худобу Федерико получил прозвище «Ганди». В это время он зарабатывал на жизнь рисунками для газет и журналов, писал тексты для варьете, рекламы и небольших радиопостановок.

С 1938 по 1942 год Феллини публикуется в юмористическом журнале «Марк Аврелий», известном своим антифашизмом. Около семисот его произведений увидели свет, прежде чем ему предложили писать сценарии…

Военные годы

Чтобы уклониться от службы в армии, Федерико приходилось симулировать болезни.

В 1943 году на одном римском радио звучали забавные передачи о жизни влюбленных – Чико и Полины, написанные Федерико Феллини. Вскоре ему предложили показать эти истории на экране, и Феллини взял на себя постановку. Одной из исполнительниц была очаровательная Джульетта Мазина. Она и стала единственной женой Федерико Феллини. Он называл ее своим главным источником вдохновения.

В марте 1945 года у Феллини родился сын, который был назван в честь отца. Но маленький Федерико был очень слабым и через две недели после рождения умер. Больше детей у семьи Феллини не было.

Творческие годы

Когда в Рим вошли союзные войска, Феллини со своим другом торговали в небольшой лавочке шаржами на победителей. Однажды к ним зашел Роберто Росселлини. Он собирался снять короткометражку о доне Морозини – римском священнике, расстрелянном немцами. Феллини расширил тему и вместе с Серджо Амидеи и Роберто Росселлини написал сценарий к фильму «Рим, открытый город». Успех был грандиозный. Фильм положил начало неореализму. Федерико Феллини становится известным сценаристом.

В 1950 году Феллини ставит свой первый фильм под названием «Огни варьете». В 1952 году Феллини написал сценарий для нового фильма «Белый шейх», режиссером которого должен был стать Антониони, но тот отказался снимать по такому сценарию. Феллини снял фильм сам. Успеха этот фильм не имел, но следующие два – «Маменькины сынки» и «Любовь в городе» (1953) были приняты публикой и критиками теплее. «Маменькины сынки» получил премию «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале в 1953 году и был номинирован на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

«Дорога»
    
Еще в 1949 году Федерико Феллини написал сценарий к фильму «Дорога», но никак не мог найти средства для съемок. Наконец, когда продюсер был найден, Феллини начинает работу (конец 1953-го –весна 1954-го гг.), большую часть времени снимал на природе. В главных ролях Федерико снял свою супругу Джульетту Мазину и актера Энтони Куинна.

После работы над этим фильмом у Феллини случился психический надлом, как сам режиссер позже называл «Чернобыль души». В награду за все страдания – полный и безоговорочный успех фильма. Более пятидесяти наград, в числе которых «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале и премия «Оскар» 1957 года за лучший иностранный фильм.

Удивительное по силе и талантливости произведение итальянского режиссера знаменовало отход от реализма в сторону символической притчи; является безусловным кинематографическим шедевром и сегодня. Фильм имел коммерческий успех, что позволило супругам Феллини купить себе хорошую квартиру в Париоли, фешенебельном зеленом районе Рима.

«Ночи Кабирии»

После менее известной ленты «Мошенники» (1955) Феллини создает еще один шедевр – «Ночи Кабирии» (1957).

В жалкой доброте и трагической доверчивости героини фильма (ее играла Джульетта Мазина) Феллини искал некий мистический смысл вечной борьбы Добра и Зла.

"Сладкая жизнь"

Вершиной творчества Федерико Феллини стал фильм 1960 года «Сладкая жизнь». Его следует рассматривать как философскую притчу об итальянском обществе, переживающем «экономическое чудо» после нескольких лет нищеты. Считают, что Феллини, прежде всего, хотел показать, как беспечна, пуста, бессмысленна жизнь, в которой царят одиночество, отчуждение, разобщение людей. Сам Феллини не соглашался с тем, как трактовали название его фильма. Режиссер подразумевал, что жизнь состоит из волшебных мгновений, которые хочется пить, как сладкое вино. Но многие восприняли фильм как вызов обществу. Разве можно предаваться излишествам, когда вокруг столько бедняков? Но Феллини пытался объяснить, что сладость жизни доступна каждому, нужно просто уметь ее распознать…



В Ватикане к картине отнеслись негативно, особое негодование вызвала сцена со стриптизом. Газета «Оссерваторе романо» переименовала фильм в «Омерзительную жизнь» и помещала одну за другой разгромные статьи, требуя его запретить, а всякого, кто его посмотрит, отлучать от церкви. Героя Марчелло называли пьяницей, развратником, тунеядцем… Кто-то предлагал фильм сжечь, а Феллини лишить итальянского гражданства. Однако успех «Сладкой жизни» у демократических слоев Италии и за рубежом заставил оппонентов замолчать.

Очень скоро «Сладкую жизнь» назвали символом великой эпохи в итальянском кино…

Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах и оказала значительное влияние на кинематографистов всего мира. В этом фильме превосходную актерскую игру показал Марчелло Мастроянни, после чего у него с Федерико складывается на всю жизнь дружба и сотрудничество. «Марчелло и я – это одно целое», – утверждал Феллини.

"Восемь с половиной"

Следующая, во многом автобиографичная картина «Восемь с половиной» (1963) получила множество премий, в том числе «Оскар» за лучший иностранный фильм и Главный приз на международном кинофестивале в Москве, благодаря которому супруги Феллини в первый раз посетили Советский Союз.

Марчелло Мастроянни, чья работа в фильме стала непревзойденным шедевром, играл самого Феллини: его тоску, беспокойство, сомнения, постоянные поиски правды и ужас обыденности, «его ощущение кризиса жизни, пустой мишуры балагана и магию творческих преображений».

«Джульетта и духи»

Фильм «Джульетта и ду́хи» (1965) был задуман для Джульетты и о Джульетте. Феллини вынашивал его очень долго, еще со времен «Дороги». Исполнители главных ролей – Марио Пизу и Мазина – сыграли тонко, убедительно, мастерски, однако фильм не вызвал особого восторга ни у критиков, ни у зрителя, а самому Феллини принес немало хлопот: налоговые органы обвинили его в финансовых нарушениях. Суд постановил, что он должен доплатить в кассу государства 200 тысяч долларов. Несмотря на то, что приговор был явно несправедливым, Федерико ему подчинился и вместе с Джульеттой перебрался из шикарных апартаментов в скромную квартирку…

«Три шага в бреду»

В начале 1967 года Феллини оказался в больнице, он думал, что вот-вот умрет, настолько сильными были боли в груди. Но обошлось. Федерико писал, что жизнь для него теперь стала более важной и ценной: «Встреча со смертью мне доказала, как сильно я привязан к жизни».

В 1968 году Феллини вместе с Луи Маллем и Роже Вадимом экранизирует произведения Эдгара Аллана По «Духи смерти» (или «Три шага в бреду»). Под руководством таких мэтров кинематографа все актеры играют просто блестяще.

«Рим Феллини»

Федерико часто задавали вопрос, что для него значит Рим. Вместо ответа он снял «Рим Феллини» (1972). Фильм проникнут светлым чувством праздника, феерии, волшебной сказки, в которой переплетены собственные воспоминания режиссера, впечатления от прочитанных книг и увиденных спектаклей, репортажно снятые кадры улиц и улочек Рима.

«Амаркорд»

Следующий фильм Феллини «Амаркорд» (1973, премия «Оскар») тоже рассказывал истории о городе, но теперь это был Римини, город его детства. Сценарий он написал вместе с поэтом Тонино Гуэррой. В картине много смешных персонажей и комических ситуаций. На местном диалекте Романьи «амаркорд» означает приблизительно «я вспоминаю». Это и есть тайный ключ к творчеству Феллини, уже поднявшегося на вершину славы, – потребность окунуться в мир своего детства…

Федерико нравилось водить машину. У него был замечательный «Ягуар», потом он приобрел «Шевроле», чуть позже «Альфа-Ромео». В начале 1970-х под колеса его автомобиля едва не угодил мальчик-велосипедист. К счастью, юный нарушитель правил отделался легким испугом, но потрясенный Феллини тут же за бесценок продал машину немецкому туристу, а сам с тех пор за руль больше не садился и предпочитал пешие прогулки…

Поздние годы

В 1980-х Феллини поставил всего четыре фильма. Притча 1983 года «И корабль плывет…». Взят исторический факт, взяты вполне реальные герои, но как все сыграно! как все гораздо объемнее простого события в истории, где замешаны человеческие взаимоотношения, политика, отношения между разными слоями общества… и как это все порой… безразлично, не нужно!

В своей последней картине «Голоса Луны» (1990) по повести Кевацонни режиссер представил мир с точки зрения безобидного помешанного, только что вышедшего из психбольницы…

Смерть

В марте 1993 года режиссер получил почетного «Оскара» за вклад в киноискусство. 30 октября Федерико и Джульетта Мазина собирались праздновать в кругу друзей золотую свадьбу, однако 15 октября Феллини госпитализирован с инсультом. 31 октября, через 50 лет и один день после свадьбы с Джульеттой, Феллини скончался.

Когда Италия хоронила режиссера, движение в Риме было остановлено. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини (где мастер и родился)…