Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

ЧЕХОВ: СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ И ПРЕУВЕЛИЧЕННО ПРАЗДНИЧНЫЙ

В залах «Кубанькино» с 29 по 31 января проходит показ трех художественных фильмов, приуроченный к 155-летию со дня рождения А.П. Чехова

   Первый из фильмов – «Поклонница». Это культурно-просветительская история на фоне знакомых петербургских мест.
   Фильм не является биографическим. Но это все же второстепенно. Тем более, что, насколько можно судить, фильм в большей степени снимался на основе мемуаров писательницы Лидии Алексеевны Авиловой «А.П. Чехов в моей жизни», и подлинность написанного в этих мемуарах проверить не представляется возможным. Достоверно известно лишь то, что Чехов и Авилова были знакомы и вели переписку, и также то, что Чехов содействовал в продвижении творчества Авиловой. Однако тот факт, что А.П. Чехов какое-то время находился на стационаре в больнице им. Мечникова полностью подтвержден. Состояние некоторых сооружений на территории больницы говорит о том, что они остались нетронуты еще со времен Чехова, так что снятые там сцены получились особо натуральными.
    Многие моменты операторской работы действительно заставляют поверить, что это Петербург конца IX века. Запоминается и заглавная мелодия, тихая, немного грустная, полностью схожая с настроением фильма.
  Фильм практически не идет в прокате, поэтому представленная возможность просмотра – почти уникальная. Может быть, после просмотра фильма, у Вас появится настроение почитать рассказы Авиловой. .

   «Мой ласковый и нежный зверь» – экранизированная мелодрама.
  Обруганная советскими критиками за «цыганщину» экранизация чеховской «Драмы на охоте», которая получила такое мелодраматически-завлекательное название «Мой ласковый и нежный зверь», теперь может представиться даже редкой штучкой, пригодной для хранения в изящной шкатулке. Разумеется, в картине всегда эмоционально неудержимого Эмиля Лотяну есть явный перебор выразительных средств, перехлест чувств. Среднерусская история соблазнения немолодым графом Карнеевым юной Оленьки, дочери лесничего, ощутимо приобретает страстно-южный характер – хотелось бы, чтобы европейский романско-латинский (тем более, что и режиссер – молдаванин), а по давно заведенной российской традиции все равно получается вполне экспортный цыганский вариант.
   Но в отличие от более чутко угадывающего мировую фестивальную конъюнктуру Никиты Михалкова (его фильм «Очи черные», кстати, тоже по очень вольным мотивам произведений Чехова, имел немалый успех в Канне), работа Лотяну не вызвала за границей такого энтузиазма, и уступила по художественному результату его же собственным лентам «Лаутары» и «Табор уходит в небо», которые были отмечены престижными премиями на кинофестивале в Сан-Себастьяне, то есть в близкой по знойным чувствам Испании.
  Пожалуй, лучше, а главное – тактичнее всех этот странный симбиоз проникновенного Чехова и надрывно-сентиментальных романсов ощутил композитор Евгений Дога, чей вальс на долгие годы стал одним из главных музыкальных хитов. И он сопоставим по популярности со свиридовским сочинением на три четверти такта из подзабытой экранизации «Метели» и даже с лирически трогающими душу творениями самого Петра Ильича. Ведь и великого Чайковского тоже упрекали в излишней чувствительности и подражании итальянской мелодичности, во всяких чрезмерных dolce и con amore…

   «Очи черные» – ретро-мелодрама.
  …Уже немолодой итальянец Романо, у которого есть не только богатая жена Элиза, но и любовница по имени Тина, однажды встречает на пароходе, плывущем к одному из европейских курортов, молодую русскую женщину Анну Сергеевну, пребывающую замужем за пожилым губернатором уездного городка под странным названием Сысоев. Не в силах забыть об очаровании этой самой «дамы с собачкой», Романо отправляется в авантюрное для иностранца в самом начале XX века путешествие в российскую глубинку.
  Эта картина Никиты Михалкова была на удивление восторженно встречена на Западе (помимо упомянутых призов, она также имела номинации на премии «Сезар», БАФТА и «Золотой глобус» за лучший иноязычный фильм, а актер Марчелло Мастроянни даже выдвигался на «Оскар» за мужскую роль) и довольно раздраженно – в нашей стране, за вольную экранизацию нескольких произведений Чехова (кроме мотива из «Дамы с собачкой», еще использованы сюжетные элементы «Анны на шее» и «Душечки»), что восприняли как заведомо экспортный вариант классической литературы. Поведанная романтическая история, с одной стороны, подверглась излишней мелодраматизации, а с другой, наполнена комическими деталями, которые были призваны подчеркнуть особую эксцентричность русской действительности, населяющих ее типов и характеров в том плоском понимании, каковое доступно случайно заехавшему чужестранцу, а в его лице – всем заграничным кинозрителям.
  Но фильм «Очи черные», который знаменательно создан Михалковым на 42-м году жизни, также свидетельствует о несомненном повороте постановщика от более глубокого кинематографа (даже в его жанровых поисках, будь то вестерн по-советски «Свой среди чужих, чужой среди своих» или острая комедия нравов «Родня») к упрощенно-облегченному кино, действительно ориентированному на экспорт. Никита Михалков, несмотря на то, что его любимыми режиссерами являются такие бездонные по исследованию человеческой души и трагические по мироощущению художники, как Ингмар Бергман и Лукино Висконти, с течением лет все явственнее стал предпочитать намеренную облегченность подхода к явлениям жизни, искусственно жизнерадостный и преувеличенно праздничный образ окружающей реальности – в истории или современности.
   Возможно, это-то и притягивает, а именно то, чего в обыденной жизни порой не хватает – праздника.

  Программа показов

29 января в 19:00
К 155-летию со дня рождения А.П. Чехова
«Поклонница»
Россия, 2011, 102 мин.,+16, драма, мелодрама

Автор сценария и режиссер: Виталий Мельников
Композитор: Игорь Корнелюк
В ролях: Кирилл Пирогов, Светлана Иванова, Олег Андреев, Иван Краско, Олег Табаков, Александр Адабашьян, Светлана Крючкова, Оксана Мысина, Дмитрий Лунев, Мария Жильченко.
   В Петербурге Чехов знакомится с начинающей писательницей Лидией Авиловой. Между ними возникает взаимная симпатия, которая перерастает в глубокое чувство. Но Авилова замужем, у нее двое детей, а Чехов неизлечимо болен…

30 января в 19:00
К 155-летию со дня рождения А.П. Чехова
«Мой ласковый и нежный зверь»
Россия-Германия, 1978, 109 мин., 12+, драма, мелодрама
Режиссёр: Эмиль Лотяну
Композитор: Евгений Дога
В ролях: Галина Беляева, Олег Янковский, Кирилл Лавров, Леонид Марков, Светлана Тома, Григоре Григориу, Василий Симчич, Олегар Федоро, Александр Звенигорский.
   Встретив в лесу грациозную девушку, ни граф Корнеев, ни его спутники не могли вообразить, в какую историю вовлечет их всех это очаровательное существо.
   Экранизация повести А.П.Чехова «Драма на охоте».

31 января в 17:00
К 155-летию со дня рождения А.П. Чехова
«Очи черные»
Россия-Италия, 1987, 121 мин., 12+, драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Марчелло Мастроянни, Марта Келлер, Елена Сафонова, Пина Чеи, Всеволод Ларионов, Иннокентий Смоктуновский, Роберто Херлицка, Паоло Барони, Олег Табаков, Юрий Богатырев.      
   Итальянец Романо на одном из европейских курортов влюбляется в молодую русскую женщину. Герой оставляет благополучную жизнь в Италии и едет в неизвестную Россию в надежде увидеть, а может быть, и начать совсем другую жизнь…
   Русская душа с ее вечной загадкой, российские провинциальные нравы, чеховские мотивы в режиссуре Никиты Михалкова приобрели сатирически-фарсовый оттенок.