Город:
Дата и время:

К 93-летию со дня рождения народного артиста СССР Вячеслава Тихонова

Об этом артисте можно сказать словами его героя, учителя из фильма "Доживем до понедельника": "Оставить после себя несколько строк в истории – не так уж мало: от большинства людей остается лишь тире между датами". Для памяти о Вячеславе Тихонове хватило бы и одной роли Штирлица в "Семнадцати мгновениях весны". Именно к таким мастерам принадлежит актер, которому сегодня исполнилось бы 93 года со дня рождения.

Судьба часто была к Тихонову благосклонна, но временами бывала и жестока. Да по-другому, наверное, в жизни и не бывает. Первый подарок судьбы 17-летний абитуриент ВГИКа получил в 1945 году, когда провалился на вступительных экзаменах, причем, по актерскому мастерству. Однако, профессор Борис Бибиков, смог рассмотреть в рабочем пареньке будущего великого актера, и зачислил Вячеслава в свою группу. И не пожалел, ученик полностью оправдал надежды учителя.

Школа Бибикова много дала Тихонову. Первая роль, сыгранная им в годы учебы в фильме "Молодая гвардия", показала, что в кинематограф пришел молодой талантливый актер. Но из-за "благородной" внешности режиссеры видели в Тихонове исполнителя ролей интеллигентного студента или молодого офицера. А такие люди в советских фильмах того времени редко становились главными героями. Значимой роли Тихонову пришлось ждать почти 10 лет. За это время он снялся еще в шести фильмах и сыграл в Театре-студии киноактера в "Обыкновенном чуде" Евгения Шварца.

Решение режиссера Станислава Ростоцкого предложить Тихонову роль тракториста Матвея Морозова в фильме "Дело было в Пенькове" многие встретили, мягко говоря, с удивлением. Но режиссер не ошибся. Фильм имел большой успех, и в немалой степени благодаря игре Вячеслава Тихонова. Именно этот фильм сделал актера широко известным. Сам же Тихонов роль в этом фильме считал своей лучшей работой в кино.

Лента "Дело было в Пенькове" не была дебютной, но это первая картина Станислава Ростоцкого, ставшая всенародно любимой. И Вячеслав Тихонов, уже известный по "Молодой гвардии", укоренился в сердцах советских зрителей. Чтобы уже никогда их не покидать. Потом он запомнится в "Майских звёздах" и "На семи ветрах" Ростоцкого, однако более всего памятны зрителям его главные роли в двух других шедеврах этого режиссёра – "Доживём до понедельника", а также "Белый Бим, Чёрное Ухо".

Весьма трогательный, порой невыносимый для слабых нервов фильм о собаке по повести воронежца Гавриила Троепольского "Белый Бим, Чёрное ухо" предвосхитил многие нынешние кинопроизведения о взаимоотношениях человека и приручённых им питомцев. Белый Бим Ростоцкого – это Хатико середины 1970-х.

А в ранней ленте "Майские звёзды" об освобождении советскими войсками Чехословакии в одной из четырёх новелл рассказывается о случае в пражском предместье – история пронзительной влюблённости русского лейтенанта Андрея Рукавичкина и чешской девушки Евы: их встреча, увы, никогда не повторится, потому что домашний адрес был написан всего лишь сиюминутным мелом на доске.

Эпохальной для Вячеслава Тихонова стала роль князя Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир", на которую актер был утвержден не сразу. Эпопея снималась четыре года, работа оказалась сложной. Не простым было и отношение Тихонова к роли, позже он вспоминает: "Был не доволен своей работой, я считал, что Андрей Болконский у Толстого более значительный в литературе, а вот на экране не получилось. Я вообще хотел уходить из кино в театр, надо было сесть за парту снова, снова себя подремонтировать, с точки зрения искусства". Киноэпопея "Война и мир" получила множество наград, в том числе и премию "Оскар".

Признанным народным героем Вячеслава Тихонова сделал многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны". В конце лета 1973 года фильм был показан по телевидению. Зрители впервые увидели жизнь разведчика на пределе возможного, хотя в ней не было ни погонь, ни перестрелок. И они поверили, что так и было на самом деле, что такой человек работал в тылу врага, приближая нашу победу. А сыгранная одними глазами знаменитая сцена встречи Штирлица с женой стала апофеозом "таланта молчать": "диалог без слов" длится на экране целых восемь минут. За это время актер не проронил ни слова, но так много сумел сказать.

Красивое и умное лицо народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова стало символом содержательности, глубины, обаяния, тонкости и интеллигентности для всех советских кинозрителей, невзирая на возраст, ранги, место жительства.

Фильмы с участием выдающегося актёра и сейчас можно пересматривать бесконечно, с неизменным удовольствием. Согласимся с режиссёром Сергеем Соловьёвым: "Аристократизм красоты русского характера в Тихонове живёт естественно. Для этого ему не нужно никаких усилий, это и есть он сам".

Уважаемые зрители, предлагаем вспомнить одну из лучших ролей, по признанию одного из великих актеров нашего кинематографа, и посмотреть небольшой фрагмент из фильма "Дело было в Пенькове".