Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89
Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89
Об этом артисте можно сказать словами его героя, учителя из фильма "Доживем до понедельника": "Оставить после себя несколько строк в истории – не так уж мало: от большинства людей остается лишь тире между датами". Для памяти о Вячеславе Тихонове хватило бы и одной роли Штирлица в "Семнадцати мгновениях весны". Именно к таким мастерам принадлежит актер, которому сегодня исполнилось бы 93 года со дня рождения.
Судьба часто была к Тихонову благосклонна, но временами бывала и жестока. Да по-другому, наверное, в жизни и не бывает. Первый подарок судьбы 17-летний абитуриент ВГИКа получил в 1945 году, когда провалился на вступительных экзаменах, причем, по актерскому мастерству. Однако, профессор Борис Бибиков, смог рассмотреть в рабочем пареньке будущего великого актера, и зачислил Вячеслава в свою группу. И не пожалел, ученик полностью оправдал надежды учителя.
Школа Бибикова много дала Тихонову. Первая роль, сыгранная им в годы учебы в фильме "Молодая гвардия", показала, что в кинематограф пришел молодой талантливый актер. Но из-за "благородной" внешности режиссеры видели в Тихонове исполнителя ролей интеллигентного студента или молодого офицера. А такие люди в советских фильмах того времени редко становились главными героями. Значимой роли Тихонову пришлось ждать почти 10 лет. За это время он снялся еще в шести фильмах и сыграл в Театре-студии киноактера в "Обыкновенном чуде" Евгения Шварца.
Решение режиссера Станислава Ростоцкого предложить Тихонову роль тракториста Матвея Морозова в фильме "Дело было в Пенькове" многие встретили, мягко говоря, с удивлением. Но режиссер не ошибся. Фильм имел большой успех, и в немалой степени благодаря игре Вячеслава Тихонова. Именно этот фильм сделал актера широко известным. Сам же Тихонов роль в этом фильме считал своей лучшей работой в кино.
Лента "Дело было в Пенькове" не была дебютной, но это первая картина Станислава Ростоцкого, ставшая всенародно любимой. И Вячеслав Тихонов, уже известный по "Молодой гвардии", укоренился в сердцах советских зрителей. Чтобы уже никогда их не покидать. Потом он запомнится в "Майских звёздах" и "На семи ветрах" Ростоцкого, однако более всего памятны зрителям его главные роли в двух других шедеврах этого режиссёра – "Доживём до понедельника", а также "Белый Бим, Чёрное Ухо".
Весьма трогательный, порой невыносимый для слабых нервов фильм о собаке по повести воронежца Гавриила Троепольского "Белый Бим, Чёрное ухо" предвосхитил многие нынешние кинопроизведения о взаимоотношениях человека и приручённых им питомцев. Белый Бим Ростоцкого – это Хатико середины 1970-х.
А в ранней ленте "Майские звёзды" об освобождении советскими войсками Чехословакии в одной из четырёх новелл рассказывается о случае в пражском предместье – история пронзительной влюблённости русского лейтенанта Андрея Рукавичкина и чешской девушки Евы: их встреча, увы, никогда не повторится, потому что домашний адрес был написан всего лишь сиюминутным мелом на доске.
Эпохальной для Вячеслава Тихонова стала роль князя Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир", на которую актер был утвержден не сразу. Эпопея снималась четыре года, работа оказалась сложной. Не простым было и отношение Тихонова к роли, позже он вспоминает: "Был не доволен своей работой, я считал, что Андрей Болконский у Толстого более значительный в литературе, а вот на экране не получилось. Я вообще хотел уходить из кино в театр, надо было сесть за парту снова, снова себя подремонтировать, с точки зрения искусства". Киноэпопея "Война и мир" получила множество наград, в том числе и премию "Оскар".
Признанным народным героем Вячеслава Тихонова сделал многосерийный фильм "Семнадцать мгновений весны". В конце лета 1973 года фильм был показан по телевидению. Зрители впервые увидели жизнь разведчика на пределе возможного, хотя в ней не было ни погонь, ни перестрелок. И они поверили, что так и было на самом деле, что такой человек работал в тылу врага, приближая нашу победу. А сыгранная одними глазами знаменитая сцена встречи Штирлица с женой стала апофеозом "таланта молчать": "диалог без слов" длится на экране целых восемь минут. За это время актер не проронил ни слова, но так много сумел сказать.
Красивое и умное лицо народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова стало символом содержательности, глубины, обаяния, тонкости и интеллигентности для всех советских кинозрителей, невзирая на возраст, ранги, место жительства.
Фильмы с участием выдающегося актёра и сейчас можно пересматривать бесконечно, с неизменным удовольствием. Согласимся с режиссёром Сергеем Соловьёвым: "Аристократизм красоты русского характера в Тихонове живёт естественно. Для этого ему не нужно никаких усилий, это и есть он сам".
Уважаемые зрители, предлагаем вспомнить одну из лучших ролей, по признанию одного из великих актеров нашего кинематографа, и посмотреть небольшой фрагмент из фильма "Дело было в Пенькове".