Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

К 85-летию со дня рождения кинорежиссёра и актёра Станислава Говорухина

В многообразной плеяде советских деятелей культуры, перешагнувших из XX в XXI век, Станислав Говорухин – одно из самых ярких, интересных и загадочных имен. Самобытный и уникальный режиссер художественного и документального кино. Яркий, запоминающийся актер.

Если кто и знал, чего он хочет достичь в жизни, так это точно был Станислав Говорухин. Душа желала творить. В 1961 году Говорухин уехал в Москву, где поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1964 году состоялся его режиссерский дебют – короткометражный курсовой проект "Аптекарша" по мотивам рассказа Чехова. В 1966 году Станислав с отличием закончил ВГИК и вместе с сокурсником Борисом Дуровым отправился в Одессу, где получил предложение снять фильм об альпинистах – сценарий уже имелся, а вот талантливого руководителя найти никак не могли.

Молодой режиссер, сам увлекавшийся альпинизмом, с энтузиазмом взялся за дело: пригласил Владимира Высоцкого и композитора Софью Губайдуллину, и спустя несколько месяцев страна увидела "Вертикаль". Лента принесла успех и Говорухину, и Высоцкому.

Станиславу Говорухину удалось побить еще один рекорд – кассовый. Советский боевик "Пираты двадцатого века" только по официальным данным посмотрели сто миллионов человек. В этом фильме есть все: и восточные единоборства, и женская хитрость, и отважные моряки, и самая настоящая любовь. Ну, а самое главное – здесь добро, конечно же, побеждает зло!

Народную любовь Говорухину принесли ставшие классикой отечественного кинематографа картины:

"Место встречи изменить нельзя". Выход на экраны в 1979 году этого детектива в одночасье изменил все. Лишь истинный шедевр способен опустошить улицы за мгновенье – люди массово переместились к экранам телевизоров. Неудивительно, ведь там шел остросюжетный фильм с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным в главных ролях. Картина навсегда останется легендой советской кинематографии.

 

Так что к следующей работе Станислав Говорухин приступил уже будучи признанным мастером детективных сюжетов. В 1987 году он представил на суд зрителей двухсерийную экранизацию романа Агаты Кристи "Десять негритят" с Владимиром Зельдиным и Александром Кайдановским в главных ролях. Череда таинственных убийств, словно повторяющих слова из детской считалочки, держала зрителей в напряжении до последнего момента.

С особой теплотой Говорухин относился к детским и юношеским фильмам собственного производства: "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках капитана Гранта".

В 1988 году Говорухин покинул успевшую стать родной Одесскую киностудию и вернулся в Москву, где стал одним из ведущих режиссеров "Мосфильма". Вскоре жители Советского Союза увидели знаменитого режиссера лично – он сыграл криминального авторитета Крымова в фильме "Асса".

После выхода "Ассы" Говорухин начал принимать приглашения от других режиссеров. На его продуктивность в качестве режиссера этот факт не повлиял: успех ждал мастера с обеих сторон съемочной площадки. В 1990 он исполнил эпизодическую роль Сергея Попова в драме Леонида Филатова "Сукины дети", в 1992 – в картине Петра Тодоровского "Анкор, еще анкор!"

В 1999 году вышел признанный шедевр режиссера Говорухина – драма "Ворошиловский стрелок". Спорная, провокационная, но, несомненно, выдающаяся картина.

Еще через четыре года Станислав Сергеевич выпустил на экраны великолепный фильм "Благословите женщину" со Светланой Ходченковой и Александром Балуевым в главных ролях.

Его последняя картина "Конец прекрасной эпохи" снята по повести Сергея Довлатова "Компромисс". Сам Говорухин считал этот фильм лучшим.

Что он хотел им сказать? Может, просто напомнить о себе как о символе неизменности, о том, что кино можно дальше снимать в лучших советских традициях, если хочется. О кино, "которое мы потеряли", пользуясь названием еще одного громкого и очень личного фильма Говорухина. О том, что он-то, конечно, был человеком из прошлой, пусть и прекрасной эпохи, но прекрасная эпоха никуда не делась. Ведь если о чем-то и говорит абсолютно любой фильм вечного режиссера Говорухина, так это о том, что любая эпоха прекрасная и нет ей конца.