Город:
Дата и время:

6 апреля - день рождения народного артиста РСФСР Станислава Любшина

  

  Тематический лекторий в рамках социального кинопроекта "Время жить - время созидать, посвящен 88-летию артиста театра и кино Станислава Любшина. Он открыл в кино эпоху нового социального героя – "обычного парня с соседнего двора", стал первым советским разведчиком на экране, а также типичным героем пьес Володина, Вампилова, Шукшина и Чехова. Про него писали: "Не герой-любовник, а не влюбиться невозможно".

    Удивительный актёр, играющий, казалось бы, без красок, но при этом умудряющийся быть разнообразным. Замечательный, тонкий, умный, глубокий – он умеет играть одними глазами, полным молчанием. Этот актёр явно не человек-праздник – в нём столько чего-то мучительного, горестного. И даже когда он играет в комедиях, он заставляет присматриваться к себе в поисках подвоха: "Разве так шутят?" Любим зрителями давно и преданно. И мы вспоминаем самые дорогие сердцу роли.

    Одна из известных ролей "раннего" Любшина - это, конечно, Славка из фильма "Застава Ильича" Марлена Хуциева. Славка Костиков в его исполнении получился настоящим, достоверным, а режиссеры отметили интеллигентную игру Любшина. Вместе с молодым артистом на экране появились Валентин Попов, Николай Губенко, Марианна Вертинская, Лев Прыгунов.

    В 1960-е его фильмография пополнялась яркими работами, такими как драма "Если ты прав", где партнершей Любшина стала Жанна Болотова, экранизация повести Василя Быкова "Третья ракета", в которой Станислав снялся вместе с Георгием Жженовым. В репертуаре исполнителя появился и тургеневский герой: вместе с Ириной Печерниковой, Иннокентием Смоктуновским Любшин сыграл в телефильме "Первая любовь".

    А в 1967 году его пригласили на роль разведчика Александра Белова в сериал "Щит и меч". По воспоминаниям режиссёра монтажа Элеоноры Плаксиной, её поразили глаза Любшина - абсолютно синие и бесконечно выразительные. Басов запрещал Любшину "работать лицом", выражать мимикой эмоции. Работать Любшин должен был лишь глазами. И ему удавалось передать весь спектр душевного состояния человека, благодаря глазам.

    Многосерийный фильм получился ярким и запоминающимся, его полюбили миллионы советских зрителей, а Станислав Любшин стал востребованным актером. Шутка ли, 560 миллионов просмотров, словно каждый житель страны посмотрел "Щит и меч" по три раза. Исполнителя расстраивало только то, что режиссеры предлагали ему однотипные роли. Он отказывался и ждал своего часа.

   В 1970 году режиссер Василий Ордынский предложил Любшину роль комиссара Амелина в драме "Красная площадь". Его герой – фанатик, одержимый идеей революции. Ради идеи он готов принести себя в жертву. Через два года Станислав Любшин сыграл ученого в картине "Монолог", а еще через два года зрители увидели его в роли "полублатного" вора в фильме "Ксения, любимая жена Федора". Он также сыграл в сериале "Моя жизнь", фильме "Печки-лавочки", драме "Степь".

    Попробовал Станислав Любшин свои силы и в режиссуре. В 1977 году снял фильм "Позови меня в даль светлую" по повести Василия Шукшина, с которым был дружен. Познакомились они на съемках фильма "Какое оно, море?" Картина "Позови меня в даль светлую" вышла уже после смерти Шукшина. Главную роль в ней сыграла жена актера, режиссера и писателя Лидия Федосеева-Шукшина. Сам Любшин тоже снялся в своей картине. В 1980 году Станислав Андреевич повторил свой режиссерский опыт в фильме "Три года".

    И все же он, конечно, не режиссер, он – его Величество Актер, милостью Божьей, человек, умеющий высекать чудотворную искру из любого литературного материала, наделяющий персонажей своей светлой душой.