Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

21 апреля - 99-летие режиссера Станислава Ростоцкого. "А зори здесь тихие" в проекте "Время жить - время созидать"

На фильмах Станислава Ростоцкого выросло не одно поколение зрителей. Удивительно, но даже современная молодежь знает и с удовольствием смотрит "Доживем до понедельника", "А зори здесь тихие…", "Белый Бим Черное ухо", картины, сделавшие имя режиссера бессмертным. Сегодня нашему талантливому соотечественнику исполнилось бы 99 лет со дня рождения.  

Родился Станислав Ростоцкий в 1922 году в городе Рыбинске в семье врача. Свое детство будущий режиссер провел в деревне, где его жизнь мало чем отличалась от жизни миллионов его сверстников – скромные бытовые условия, хлебные карточки и отсутствие перспектив. Тем не менее режиссер всю жизнь с большой любовью вспоминал крестьянский труд, людей, окружавших его в детстве, и невероятную природу российской глубинки. 

Тяга к кино возникла в раннем детстве, когда пятилетний Стас впервые увидел картину С. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". Позже, по счастливому стечению обстоятельств, 14-летним мальчишкой он встретился с кумиром, попав к нему на кинопробы, а потом и на съемки фильма "Бежин луг". В 16 лет, осознав свою любовь к кинематографу, Станислав пошел навстречу мечте: он вновь пришел к Эйзенштейну и поросился в ученики. На протяжении всей своей жизни Ростоцкий дружил со своим учителем и коллегой, отказываясь верить в его уход из жизни, посвящая ему одну свою картину за другой…

Несмотря на серьезную болезнь позвоночника, в 1943 году Ростоцкий "сбежал" на фронт, где в 1944 году получил тяжелое ранение и всю последующую жизнь прожил с протезом в ноге. Осмысление военной темы режиссер начал  с кинокартин "Майские звезды" и "На семи ветрах". Но в 1972 г. вышел фильм, который превзошел все предыдущие - "А зори здесь тихие…".

Перед Ростоцким стояла цель сделать не пафосный фильм о войне, а показать всю ее жесткость и ужас. Режиссер использовал один интересный прием: довоенное и послевоенное время снято в цвете, а война, злая и бессмысленная – в черно-белом изображении. Позже, в своей автобиографии, Ростоцкий напишет, что этот фильм он посвятил медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти. Кинокартина, снятая по одноименной повести Бориса Васильева, была номинирована на кинопремию "Оскар", а также стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей.

Самая удачная работа, по мнению самого режиссера, – это фильм "Доживем до понедельника", который был снят в рекордно короткие сроки и чудом вышел на экраны. Власти рассчитывали, что зрители не примут кинокартину, но получилось совсем наоборот. Ростоцкий понял – он попал в цель. Среди молодежи того времени кинофильм стал революционным, показав протест против системы и всеобщей стандартизации жизни.

В 1977 году на экраны выходит работа режиссера по произведению Гавриила Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Ростоцкому не давали его снимать целых три года. Эта трогательная лирическая кинолента о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, стала настоящей лакмусовой бумажкой общества, выявив низость и мелочную подлость в одних и благородство в других. Рассказ о жизни Бима – это своего рода зашифрованное сообщение о битве индивидуальности с враждебными и ложными обстоятельствами. Фильм был удостоен Ленинской премии, Гран-при фестиваля в Карловых Варах и номинации на кинопремию "Оскар".

В своей последней режиссерской работе, фильме "Из жизни Федора Кузькина", Ростоцкий вновь возвращается к деревенским истокам. Это кинокартина о простом русском мужике, который пережил ужас 30-х и голод 40-х, но не потерял надежду на лучшую жизнь. Идея картины в том, как сложно простому человеку  идти вперед своим путем, когда вокруг столько зависти, лжи и непонимания. Эта трогательная и добрая история смотрится на одном дыхании. Также это один из самых "музыкальных" фильмов режиссера: мелодии и песни очень гармонично вписались в ленту, дополнив образ героя - простого крестьянина с философским отношением к жизни.

Анализируя творчество Станислава Иосифовича Ростоцкого, можно без преувеличения сказать, что в центре всех картин режиссера находится простой человек, не идеальный, но верящий в жизнь и в "правду сердца". Таким был и сам Станислав Иосифович, великий режиссер и создатель энциклопедии души русского человека вне времени и вне обстоятельств.