Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

"Руслан и Людмила" (0+), режиссера Александра Птушко в проекте "В гостях у добрых героев"

Сегодня мы познакомим вас с советским фэнтези 1972 года "Руслан и Людмила"(0+), которое создал мастер сказки Александр Птушко. Эта работа стала для художника последней и, пожалуй, самой главной работой, в которой  заключена настоящая магия кино.

  Советский кинорежиссёр, кинооператор, художник-мультипликатор, сценарист, педагог, народный артист СССР и лауреат Сталинской премии первой степени Александра Птушко прожил 72 года. На протяжении всей своей жизни он работал на киностудии "Мосфильм", а с 1960 по 1963 год был художественным руководителем творческого объединения "Юность" детских и юношеских фильмов на "Мосфильме". Александр Лукич  хорошо рисовал с детства, но революция и военное время заставили его отложить творчество. После Гражданской войны Птушко обучался в институте народного хозяйства, а в конце 1920-х начал работать в мастерской Юрия Меркулова, где и сделал свои первые мультфильмы в качестве режиссера и вообще серьезно увлекся анимацией.

Фильмы Птушко были определенными вехами в отечественном кинематографе, будь то мультфильм "Властелин быта"– первый звуковой объемный мультфильм или "Новый Гулливер", в котором куклы действовали наравне с актерами-людьми.

До войны сказочник Птушко успел главное – объединил мультипликаторов, которые в тот период работали на "Мосфильме". Их совместная деятельность и заложила основы развития отрасли на десятилетия вперед.

Режиссеру были  подвластны все поджанры в рамках волшебного, сказочного канона, но больше всего Птушко любил сказку, фэнтези и мистику. Не случайно именно его "Вий" до сих пор считается эталоном советских ужасов. Для этой киноленты в 1967-ом он делал комбинированные съемки, а также был худруком и доснимал кинофильм. Наработанный Птушко опыт сделал его одним из ведущих мастеров комбинированных съемок в СССР. Он делал спецэффекты для фильмов "Дети капитана Гранта" в 1936 году и для многих картин, выпущенных в годы Великой Отечественной войны. После выхода "Сказки о Царе Салтане" сам Уолт Дисней пригласил Птушко в США для работы  в его студии "Disney". 

Александр Лукич известен как режиссер экранизаций сказок классиков русской литературы. В 1939 году он поставил полнометражный мультипликационно-игровой фильм "Золотой ключик" по пьесе Алексея Толстого; в 1946 году экранизацию уральских сказок Павла Петровича Бажова "Каменный цветок" и "Горный мастер"; в 1961 году – "Алые паруса" – экранизацию повести Александра Грина. Но к наследию Александра Сергеевича Пушкина у мастера сказки был особый интерес: в 1937 году вышел его короткометражный цветной кукольный мультфильм "Сказка о рыбаке и рыбке", а уже в числе последних его кинопостановок — масштабные игровые экранизации – "Сказка о царе Салтане" в 1966-ом и "Руслан и Людмила" в 1972 году.

Прекрасная двухсерийная экранизация "Руслана и Людмилы" по одноименной сказке в стихах Александра Сергеевича Пушкина поставлена с патриотическим размахом, обилием масштабных батальных сцен, которым позавидуют многие исторические фильмы. Впечатляют также великолепные декорации фильма и костюмы, новаторские для тех времен трюки и комбинированные съемки.

Уникальный опыт советского кино по наличию в одной постановке множества конструкций, по-своему непревзойденный. На такое был способен в то время только неутомимый Птушко. Перечень конструкций для "Руслана и Людмилы" насчитывает сотню пунктов. При этом среди разработок не только отдельные механизмы, но и комплексы сложных инженерных объектов. Их созданием занималось множество специалистов. Для изготовления деталей аллеи титанов в саду Черномора вызвали специального скульптора, приглашенный стеклодув изготовил стеклянных рыбок и застывшие фонтаны, отдельный художник-мультипликатор занимался прорисовкой 15-16 тысяч фаз изображения Руслана, скачущего по воздуху на коне. Коллекцию кристаллов покупали у геологов, а кораллов – в комиссионном магазине. Предметный мир сказки украсили оригинальные скульптуры, которые Александр Лукич всегда делал сам в перерывах между съемками. Особенно поражает диапазон материалов, из которых изготавливались скульптуры: волхв из бивня моржа, змей из раковины коралла, арапы из кокосовых орехов и ракушек – архивы сохранили только фото диковинного реквизита.                                                 

Тяга к натурализму не раз приводила режиссера к оригинальным пластическим решениям и к разносам на худсоветах. "Ага, попался, вражий дух? Из одного я сделал двух" – эту фразу оруженосца Руслана режиссер дописал к пушкинскому тексту сам, чтобы оправдать применение в финале фильма трюка с рассечением воинов с головы до пояса.

Птушко применял комбинированные съемки высокой сложности: съемочной группе приходилось разрабатывать каркасы для полета Руслана и Черномора и рычажные устройства для подъема актеров, специальное приспособление для полета шапки с головы Черномора и конструкцию подушки, разрубаемой в воздухе мечом. К наиболее сложным трюкам относились полеты и подъемы актеров, переход Людмилы по воздушному мостику, полеты посуды и подносов.

"Руслан и Людмила" Птушко был заявлен в 1969 году на "Мосфильме" как "национальный проект". И в нем со всей мощью и наглядностью воплотилась безудержная страсть режиссера не только к фантасмагории, но и кукле. В фильме участвовало около 2 тысяч человек – массовки и каскадёры. Музыку к фильму написал известный композитор Тихон Хренников, а одну из главных песен спел Муслим Магомаев. Актерский состав также великолепен: Валерий Козинец, Сергей Мартинсон, Вячеслав Невинный, Игорь Ясулович, Наталья Петрова и др. Сказка стала самой кассовой лентой киносказочника: в первый год проката ее посмотрело более 34 млн. советских граждан.

В 1976 году фильм получил специальную премию жюри на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в итальянском городе Салерно.