Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

"Марья-искусница" (0+), реж. Александра Роу в проекте "Время жить – время созидать"

Сегодня мы познакомим вас с любимой многими киносказкой "Марья-искусница" (0+).

Над замыслом киносказки "Марья-искусница" Александр Роу работал более десяти лет. Режиссер мечтал поставить фильм с непременным участием русского солдата, воина-освободителя. Мастер видел художественную образность будущей кинокартины отнюдь "не условную, бутафорскую, а воскресающую в доподлинном русском лесу, доподлинной русской деревне..." . Однако народно-бытовые "солдатские" сказки с их грубоватым юмором оказались не слишком подходящим материалом. Но совместно с писателем Евгением Шварцем, одним из верных соавторов Роу, сценарий был написан. Фильм вышел на экраны в 1959 году.

Художественный мир киносказки "Марья-искусница" во многом напоминает коллаж из самых разных образов русского фольклора. Отставной солдат возвращается, как и положено, по канону народно-бытовой сказки, домой. Однако лес, в котором он встречает говорящих белок, медвежат, спасает мудрого старого медведя, угодившего в капкан, близок традициям сказок о животных. Мотив возвращения домой во многом оказывается лишь рамкой, внутри которой развивается подлинный сюжет. Согласно традициям волшебной сказки, солдат берется помочь Ване-сиротке и отправляется вызволять из заточения его матушку – Марью-искусницу, которая "ткать, вышивать да шить мастерица". "Чудище невиданное-неслыханное" Водокрут XIII ведет героев в свое подводное царство, что равноценно путешествию героев волшебных сказок за тридевять земель, в подземное царство – мир, в который путь простым смертным заказан.

На главные роли Александр Роу пригласил актеров, с которыми он уже работал ранее. Здесь был и Анатолий Кубацкий, который снимался абсолютно во всех фильмах Роу, и Нинель Мышкова, прославившаяся после съемок в "Илье Муромце". Михаил Кузнецов, известный по фильмам "Машенька" и "Иван Грозный" сыграл солдата. Юный актер Витя Перевалов уже не раз работал с Александром Роу, поэтому режиссер подумал о нем в первую очередь. Но именно картина "Марья-искусница" сделала Витю знаменитым актером, которого узнала и полюбила публика и режиссеры.

И конечно, как всегда в сказке Роу, в роли придворного Квака появился блистательный Георгий Милляр, дополнив собственную галерею новым образом сказочной нечисти.  Многие комичные эпизоды с участием Милляра не были заложены в сценарий, а являлись абсолютной импровизацией артиста, которую с хохотом всегда приветствовал Роу, включая в сюжет фильмов по ходу съемок. Например, смешная походка Квака, отчасти спровоцированная тем, что ему приходилось на самом деле ходить в ластах, или приквакивание в речи "ква-ква-квак вы правы!"... или "Ква-ква-ква-кванечно!"

Роу вообще не был строг с артистами, возможно, именно поэтому такими живыми и естественными получались его сказочные персонажи

Фильм "Марья-искусница" несет на себе черты обновления художественных приемов кино. Роу отказывается от образа сказочного повествователя: солдат сам рассказывает о себе и только ему позволено видеть и слышать зрителей, вступать с ними в живой диалог. Финал киносказки – веселый пир. На множество веселых детских и взрослых голосов, спрашивающих, как прийти, солдат отвечает: "Идите всё прямо и прямо! А пока что всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит, всем, кто меня знает, здравия желаю! И ждем в гости".