Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

В проекте "Культура для школьников" социальная драма "Чучело"

Кубанькино продолжает цикл лекториев в рамках проекта Культура для школьников, который проводится министерством культуры Краснодарского края с целью познакомить детей̆ школьного возраста с богатым кинонаследием нашей̆ страны. Культура для школьников проходит в рамках социальных проектов Кубанькино.

И сегодня в рамках социального кинопроекта Время жить – время созидать – самый неоднозначный фильм Чучело актера и режиссера Ролана Быкова про школьников эпохи Советского Союза-ваших бабушек и дедушек. Фильм о дружбе и предательстве, о жестокости и прощении. О том, как можно переврать самые замечательные идеи, превратив их в инструмент самоутверждения и травли. Автор повести Владимир Железников взял острый и жестокий сюжет Чучела из жизни собственной семьи – такая история произошла с внучкой писателя.

Повесть В. Железникова предоставила возможность столкнуть этот материал с нравственной проблематикой... Но в итоге получилось, что это детское кино повествует о совсем не детских проблемах, связанных с отношениями коллектива и личности.

Мы привыкли считать, что понятия коллектив и справедливость синонимы, — писал Ролан Быков, — но это не так... Коллектив может быть завистливым и жестоким. Он может спровоцировать на совершение каких-то нелицеприятных поступков и может ввести оценочную градацию, где критерием станут деньги, наличие фирмы или лояльность. Детский коллектив может стать утрированным отражением мира взрослых с их очевидными приоритетами и социальным расслоением. Он может разводить сплетни и травить неугодных, вести себя гадко и получать удовольствие, когда ему это сходит с рук. Он может демонстрировать стадное чувство подчинения любому, кто готов проявить лидерские качества. Может тянуть руку за бойкот приятелю. Может вывернуть наизнанку понятия дружба и предательство. Может развести учительницу и съесть подаренные ей конфеты. А может и вовсе проявить бандитские приемы: подвергнуть человека публичному унижению вплоть до символического сожжения на костре. И он непременно придумает, чем оправдать себя в собственных глазах.

Коллектив школьников 6-го класса из безымянного приречного городка, принимает в свой состав новую ученицу – внучку местного чудака-коллекционера Бессольцева. Точнее, не принимает. Лена (К. Орбакайте), тут же прозванная чучелом, как-то и не сразу сообразила, что над ней издеваются. Однако пройдет не так уж много времени, и перед ней всерьез встанет вопрос о выживании — вопрос о сохранении самоуважения, морального и физического здоровья.

Коллективный портрет ребят складывается из массовки и ряда солистов – неформальных лидеров вроде принципиальной Мироновой по прозвищу Железная кнопка, стервозной Шмаковой и еще ряда персонажей, в каждом из которых сквозит определенный социальный слой. Сначала внучку миллионера (а дети подозревают, что картины, собранные Бессольцевым, тянут на солидный капитал) станут травить просто так, на всякий случай, всего лишь потому, что ее дед – заплаточник, тратящий все деньги на картины, – плохо одет. Лене стыдно за него, и она даже думает, что ребята правы. Но это всего лишь проверка на вшивость. Куда интересней все будет дальше – когда Лена сознается в предательстве, которого не совершала, с целью защитить Сомова, в которого влюблена. Тут уж коллектив проявит себя во всей красе. Двое будут знать, что это не она, но промолчат. Остальные будут преследовать Лену с особой жестокостью. Вмешательство взрослых они пресекут простой отмазкой: мы играем. Однако игрушки у них совсем не невинные. И лица у детишек эта игра проявят весьма уродливые.

Дима Сомов поначалу просто планирует быть лидером – ему хотелось, чтоб его любили, чтоб им восхищались. Он тогда не знал, что он трус. Беда, однако, в том, что лидером он хотел быть в любой ситуации – как за правду со справедливостью, так и за вранье. Как вскоре выяснится, ему и предателем не претит быть, загвоздка лишь в том, что он не хочет им слыть. Он типичный соглашатель – всегда будет следить за попутным ветром, всегда поддержит генеральную линию коллектива и даже постарается возглавить его: костер, на котором символически сгорит предатель общественных интересов, запалит именно он.

Сомов предавал Лену не раз и не два. Она все время давала ему шанс восстановить свою репутацию в ее глазах. Вела себя как мудрый человек. Он упорно разочаровывал ее, а она отчаянно пыталась помочь ему сохранить лицо. Бессознательно противопоставляя себя массе, Лена на глазах у Сомова все время совершает геройские поступки; речь идет об уникальной человеческой индивидуальности, которая выламывается из массовых стереотипов. Она анализирует собственные действия, как и ситуацию в целом, ее оценки не по годам точны, справедливы и горьки – выходит, если побежал – ты уже виноват, да? Нельзя бежать, когда тебя гонят!

Фильм Чучело – это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви.

Уважаемые зрители, предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма, а после ответить на некоторые вопросы:

1.    Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?

2.     Как ведёт себя Димка? Считаете ли вы его предателем?

3.     Как расценивать отказ Лены от бойкота Димке? Права ли она?

4.     Что значит сильная личность?

5.    Почему Ленка в глазах ребят – чучело, а для дедушки - красавица, чудный человек?

6.     В чём истинная красота человека? 

7.    Как вы считаете, может ли драма, пережитая Леной, заставить задуматься о том, что такое истинные ценности, научить различать их?