Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

"72 метра" (12+) режиссера Владимира Хотиненко в проекте "Персона. Жизнь и творчество великих отечественных актеров и режиссеров"

Сегодня наш лекторий посвящен Владимиру Ивановичу Хотиненко родился   20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. Учился в школах Славгорода и Павлодара (Казахской ССР). Мечтал стать летчиком, для этого занимался легкой атлетикой, стал чемпионом Казахской ССР по прыжкам в высоту. Мечте не суждено было сбыться, так как он не прошел медкомиссию по зрению. С отличием окончил Свердловский архитектурный институт, был призван в армию, где и познакомился с режиссером Никитой Михалковым, который и порекомендовал ему пойти работать в кино. Что он и сделал. Владимир Иванович устроился работать художником-постановщиком на Свердловскую киностудию. Там участвовал в создании фильмов "Гонка с преследованием", "Дым Отечества", "Вот такая музыка", "Казачья застава". Здесь же Хотиненко впервые попробовал себя в качестве актера: сыграл в детективе Альберта Мкртчана "Лекарство против страха" и киноповести Виктора Живолуба "Казачья застава". В начале 80-х Владимир Хотиненко заканчивает высшие курсы сценаристов и режиссеров, обучаясь у Никиты Михалкова. Позже работает у него ассистентом режиссёра на фильмах "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", "Пять вечеров", "Родня". Дебютом Хотиненко как режиссера стала приключенческая картина "Один и без оружия", которую он снял совместно с Павлом Фаттахутдиновым в 1984 году. Владимир Хотиненко ярко заявил о себе как о многообещающем режиссере в фантастической кинопритче "Зеркало для героя", где двое знакомых отправляются на 40 лет назад, чтобы исправить трагедии прошлого. Это фильм по мотивам одноименной повести Святослава Рыбаса, снятый в самое непростое для кинематографа время, в перестроечный период. Режиссер просто не мог не снять кино о судьбе целого послевоенного поколения, о котором забыли в одночасье, как будто в их жизни не было войны. Это и о родителях режиссера, которым он и посвятил кинофильм. Там же, на Свердловской киностудии, Хотиненко поставил историко-революционную ленту "В стреляющей глуши" в 1986 году, драму "Рой" по роману Сергея Алексеева в 1990 году.                                                                                     Последующие работы выдвинули режиссера в число ведущих российских мастеров кино. Большой отклик у зрителей и кинокритиков вызвала криминальная мелодрама "Макаров" 1993 года. Это история о провинциальном поэте Александре Макарове, купившем по случаю пистолет "Макаров". Обладание оружием в корне меняет жизнь героя и его отношение с окружающими. Притча о миллионах таких же сограждан поэта – о постсоветском обществе, для которых только оружие способно решить накопившиеся проблемы общества. В фильме звучат стихи И. Бродского, Н. Гумилева, Ю. Кима, А. Блока и других. Картина получила множество наград, главную, конечно, от зрителя, навсегда вписав фильм в знаковые российские фильмы, рассказывающие о целом поколении.                                                        Другой фильм мэтра, "Мусульманин", вызвал очень неоднозначную реакцию и зрителей, и кинокритиков, и его коллег. Это кинолента о жизни рядового Николая Иванова, которого играет Евгений Миронов. По сюжету, пробыв семь лет в плену у моджахедов Николая выкупил крестьянин и заменил ему отца. Фильм повествует о трагических обстоятельствах жизни, которые кардинально меняют судьбу людей. Но, несмотря на трагедии, фильм показывает, что в жизни есть и свет, пусть он и в другой вере.                              Великолепный в режиссуре, Владимир несколько раз снимался как актер: в картинах Олега Николаевского "За кем замужем певица?" (1988) и Алексея Капилевича "Самолет летит в Россию" (1994).                                                                 В 2001 году режиссер начал сотрудничество с телевидением, выступив в качестве постановщика четырех частей "возрожденного" сериала "Следствие ведут Знатоки". Эта художественная детективная кинолента о работе специальной следственной группы МВД России. Сотрудничество с телевидением имело продолжение – и на экранах появился исторический сериал о России начала ХХ века "Гибель империи" с участием ведущих актеров современного российского кинематографа.                              

Резонансной лентой среди работ режиссера имела драма о гибели подводной лодки – "72 метра", поставленная по мотивам повести писателя Александра Покровского и сценарию Валерия Залотухи. В боевике не только отличный сценарий, хорошая операторская работа, а также и уникальный актерский состав: Марат Башаров, Владислав Галкин, Сергей Гармаш и Андрей Краско. Картина вышла интересная – об особенностях национальной подлодки, блестяще стилизованной под отечественное кино середины 90-х годов. Сейчас же лента "72 метра" выглядит пришельцем из прошлого, а общее ощущение от драмы передает диалог капитана подводной лодки "Славянки" с матросом, красящим решетку перед выходом в море: "Ее ж не красить надо было, а помыть. Так ведь красиво, товарищ капитан. Все равно ведь потрескается. А мы опять покрасим".                                                                                 Последние наиболее запоминающиеся работы режиссера созданы по произведениям Ф.М. Достоевского. Так сам он говорил, что никогда не хотел экранизировать писателя, и что, если бы он не снял сериал "Достоевский", то и не взялся бы за "Бесов", которых просто невозможно снять и можно только дать зрителю некую возможность рассказа о романе. И Владимир Иванович принял решение снимать эти картины для тех, кто не читал произведений писателя, убрав все литературные аллюзии.                                                                                      Хотиненко выпустил более 20 фильмов. Сегодня он профессор, заведующий кафедрой режиссуры во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК). С 1999 г. совместно с Павлом Финном и Владимиром Фенченко руководит мастерской режиссеров игрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Также ведет мастерскую факультета режиссуры Московского института телевидения и радиовещания "Останкино". Во второй половине 1990-х гг. преподавал в Мастерской кино, телевидения и рекламы Юрия Грымова. Был председателем жюри многих ведущих российских кинофестивалей. Член Союза кинематографистов РФ, Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, Российской академии кинематографических искусств "Ника". Член общественного совета при Министерстве культуры РФ. Народный артист РФ (2010). Заслуженный деятель искусств РФ (2001). Фильмы Хотиненко неоднократно отмечались наградами различных кинофестивалей и премиями: "Киношок", "Ника", "Окно в Европу", ФИПРЕССИ ММКФ, "Золотой орел", ТЭФИ и других. Автор книг "Новые русские бесы" (2014) и "Зеркало для России" (2016), "Кинообразование. Мастер-класс 01"(2011).