Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89
Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89
Кубанькино продолжает культурно-просветительский проект "Персона. Жизнь и творчество великих отечественных актеров и режиссеров", где мы рассказываем о таланте и судьбе любимых артистов.
Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в Лепеле (ныне Витебская область Белоруссии). Его отец Яков Давыдович, был польским эмигрантом, которого через три года после рождения сына арестовали по обвинению в шпионской деятельности и отправили в лагерь на Соловки, где спустя год он погиб. Мать Владимира Яковлевича - Берта Антоновна Левина - работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко.
Детские годы Вова провёл с матерью в ссылке, на Урале. В тех местах не было театров, картинных галерей, концертного зала и прочих культурных заведений, поэтому для школьников единственным средством художественного познания мира была узкопленочная передвижка. Черно-белые немые киноленты завораживали Вову. Уже тогда у будущего великого режиссера возникла непоколебимая вера: "Вырасту — буду делать кино". В начальных классах школы мальчик организовал кружок, ставил одноактные пьесы, где сам играл главные роли и расписывал картонные декорации.
Мотыль закончил актёрское отделение Свердловского театрального института и исторический факультет Свердловского университета. Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске и в Нижнем Тагиле. С 1955 года он был главным режиссёром Свердловского театра юного зрителя. В 1957-1960 годах был режиссёром Свердловской киностудии.
Свой первый самостоятельный фильм, "Дети Памира" Владимир Мотыль снял в 1963 году на Таджикской киностудии. В 1967-м - комедию на военную тему "Женя, Женечка и "катюша" по сценарию, написанному совместно с Булатом Шалвовичем Окуджавой.
Настоящая известность пришла к режиссёру после выхода картины "Белое солнце пустыни" – о приключениях красноармейца Сухова. Первый русский вестерн стал абсолютным лидером проката советских фильмов как в СССР, так и за рубежом. Кинокартина пользуется огромной популярностью и в наши дни. Интересно, что у российских космонавтов до сих пор сохранилась традиция просматривать "Белое солнце пустыни" перед полётом.
Не менее восторженно была принята зрителями следующая работа Мотыля – фильм "Звезда пленительного счастья", выход которого был приурочен к 150-летию восстания декабристов.
Оглушительный успех фильмов "неправильного", "неудобного" режиссёра раздражал партийное руководство. Мотыль отказывался войти в штат какой-либо киностудии, не снимал заказных картин. За весь советский период Владимир Мотыль не получил ни одной награды, а снятая им по пьесе Островского картина "Лес" в 1980 году была запрещена к показу.
К режиссёрской деятельности Мотыль смог вернуться только после перестройки. В 1991 году вышел фильм "Расстанемся, пока хорошие" по рассказу Фазиля Искандера. В 1996 году независимая студия "Арион" выпустила картину "Несут меня кони" – единственный фильм Владимира Мотыля, действие которого разворачивается в современной России.
Официальный государственный статус Владимир Яковлевич получил только в 1992 году, когда ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. В 1996 году он был награждён орденом Почёта за фильм "Белое солнце пустыни", а в 1998 году стал лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства.