Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89
Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89
Мы продолжаем путешествие по миру сказок в краевом онлайн кинопроекте "По страницам киносказок народов многонациональной России" и социального кинопроекта "В гостях у добрых героев".
Сегодня мы отправимся в мир волшебных русских сказаний и познакомимся со знаменитой сказкой Сергея Аксакова – "Аленький цветочек". Автор сказки – Сергей Аксаков – русский писатель, общественный деятель, чиновник, театральный и литературный критик. Автор книг "Семейная хроника", "Записки ружейного охотника". Однако читателям Сергей Аксаков больше известен по сказкам. Их он написал всего две: одна из которых любимая детьми и взрослыми "Аленький цветочек", услышанная автором от ключницы Пелагеи. По этому произведению становится понятно, каким неимоверным талантом и добротой обладал этот человек. Подобной сказки больше нет, от нее веет добротой, она пропитана нежными, настоящими чувствами. Для творческой манеры Аксакова характерны эпический, хроникальный тип повествования, сочетание фактографической точности наблюдений над природой с её поэтизацией, а язык его произведений отличается колоритностью и живостью, приближаясь по выразительности к разговорному.
История "Аленького цветочка" начинается с того, что у богатого купца есть три дочери-красавицы, и каждой из них он мечтает привезти из дальних странствий подарок. Чтобы не прогадать, отец напрямую спрашивает у дочек, что привезти. Старшие требуют платья и перстни, а вот младшая дочь – Настенька просит привезти цветочек аленький, краше которого нет на свете. Именно этот необычный подарок доставит заботливому отцу больше всего хлопот: ведь хозяином аленького цветочка оказывается лесное чудище, которое ставит условие герою, что он должен возвратиться в его владения и остаться там навсегда. Так и начинается история – история любви. В конце читатель всё же узнает о том, как красавица расколдовала принца, превращенного в чудище.
В 1977 году драматург Наталия Рязанцева, режиссер-постановщик Ирина Поволоцкая, художник Константин Загорский и оператор Александр Антипенко решили снять "Аленький цветочек" по-новому. Они искали сказочности в искусном и странном сопоставлении реальных предметов, в цвете, ритме, в таинственной атмосфере. Но больше всего они искали сказочного в том, чтобы актеры, занятые в фильме-сказке, безгранично верили в сказку, не играли в нее, а жили в ней, как в некой особой реальности. Фильм "Аленький цветочек" на редкость красив и готичен, и это благодаря удивительному таланту оператора Александра Антипенко. Роскошное изображение, благодаря слаженной работе оператора и декораторов создали многообразный и многоцветный мир фантазии. Современного зрителя не удивить такими спецэффектами, но для 80-х годов создатели фильма сотворили нечто новое и необычное. Режиссер Ирина Поволоцкая дополнила сюжет "Аленького цветочка" целым рядом важных подробностей о жизни героев. В ее фильме волшебница, заколдовавшая принца, из закадрового персонажа превращается в реальную героиню, а кроткая Аленушка с самого начала показывает свой стойкий характер. В картине выдающийся актерский состав – Лев Дуров и юная дебютантка Марина Ильичёва, играющие купца и его дочку Алену. Актерам было куда легче, нежели Алле Демидовой в роли Волшебницы. Однако актерское мастерство Демидовой помогло ей вжиться в эту причудливую роль холодной сердцем, капризной, манерной и ревнивой колдуньи, способной в одну секунду менять один свой обольстительный облик на другой – всемогущей, и в то же время вечно скучающей и брюзжащей дамы. В конце колдунья вызовет жалость у зрителя. Ведь колдунья уже давно разучилась ворожить. Все, что ей остается делать – это раскладывать бесконечные пасьянсы, играть на клавесине и ждать, когда разрушатся ее собственные чары. Хотя когда-то у нее было доброе сердце, и она умела любить.
Так героиня Демидовой постепенно открывает нам свою историю: как прекрасный принц был превращен ей в чудовище за то, что он когда-то над ней посмеялся, не ответил на капризный зов ее холодного сердца. Колдунья наложила на него чары – и осталась жить рядом с тем лесом, где он скрывает свое безобразие. Она скучает в своем огромном запыленном замке, вдвоем со старым слугой, в обществе черепахи и старых книг. И так будет до той поры, пока не явятся в лес живые люди с добрым сердцем, и пока Алена не полюбит чудовище всей душой и не снимет с него заклятья. Фильм привлекает не только таинственной красотой своих кадров, он окрашен причудливой и задумчивой музыкой талантливого Эдисона Денисова. В этой редкой, настоящей кинокартине есть немало минут подлинного волшебства, достигнутого тонкими средствами подлинного искусства, которое всегда сильнее любых постановочных ухищрений.
В фильме сохранился общий колорит аксаковской сказки, но в тоже время вместил в себя мир живой, русский и холодный европейский. Благодаря работе художников Константина Загорского и Берты Куратовой картина приобрела свой особый стиль: общие планы, декорации, ненавязчивые спецэффекты – всё на своем месте. Роль чудища и принца исполнил актер Александр Абдулов, это его глаза мы видим сквозь паутину веток, которые скрывают лицо зверя. У режиссёра и сценариста Ирины Поволоцкой небольшая фильмография, зато есть ещё один шедевр – фантастика "Таинственная стена" 1967 года, где в тайге обнаруживается некая стена, вызывающая видения прошлого, в которой играет Андрей Миронов.
"Аленький цветочек" по праву занимает свое место в ряду знаменитых советских сказок, но его нельзя назвать исключительно детским фильмом: герои здесь неоднозначны, а мораль – не очевидна. Это тонкая картина, с особой поэтикой кадра и хорошо проработанными образами. Именно поэтому "Аленький цветочек" можно и нужно смотреть в зрелом возрасте.