Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

"За хрупкостью была сила" – 80 лет со дня рождения Динары Асановой

24 октября 1942 года в Киргизии, во Фрунзе, появилась на свет Динара Асанова, выдающийся советский кинорежиссёр. Одна из именитых выпускниц уже теперь легендарной мастерской Михаила Ромма во ВГИКе, Асанова оставила значительный след в отечественном кинематографе, след, который незаслуженно стирается в последние годы.

Девочку воспитывали мать и бабушка, работавшие на текстильной фабрике. Родные рассчитывали, что Динара поступит в педагогический институт и станет учителем, но та уже точно знала, чем хочет заниматься в будущем.

Окончив школу, Асанова пришла на студию "Киргизфильм", попросив взять ее на любую работу. Начав работать реквизитором, за два года она сменила несколько должностей, вплоть до помощника режиссера. Работая в съемочной группе Ларисы Шепитько на постановке фильма "Зной", Асанова получила возможность увидеть, как делается "большое" кино.

Во время работы в Бишкеке Динара пытается поступить во ВГИК, это у нее получается с третьего раза. Режиссер считала большой удачей, что ей удалось попасть на курс Михаила Ромма. В первые студенческие годы Асанова знакомится с московскими поэтами, включая Булата Окуджаву, Беллу Ахмадулину, Давида Самойлова. Позднее их соединит не только дружба, но и творческое сотрудничество.

В 1964-1965 годах Асанова снимает свои первые документальные фильмы "ПСП" и "У каждого своя дорога". В последнем она единственный раз в жизни играет главную роль. Киновед Людмила Донец вспоминала, что тогда студентка была очень похожа на актрису: хрупкость, обаяние, большие глаза, запоминающаяся восточная внешность. Но Динара, по ее словам, с детства знала, что ее единственная страсть — "делать кино".

В 1968 году девушка оканчивает ВГИК и приезжает на "Ленфильм", чтобы поставить свою дипломную работу - короткометражный фильм "Рудольфио".

В 1974 году Асанова приступает к работе над фильмом "Не болит голова у дятла", главными героями которого становятся школьники.

Вышедший на следующий год "Ключ без права передачи" закрепил за Асановой репутацию режиссера, не просто снимающего школу, но и умеющего работать с детьми. Все роли в этих фильмах исполняли дети, никогда не игравшие, сыновья и дочери работников студии и членов съемочной группы. Критики отмечали полудокументальную манеру съемок, высокую степень достоверности и импровизационный характера массовых сцен.

Другой главной темой Асановой становятся трудные отношения в семье. Этот вопрос поднимается в фильмах "Беда" и "Жена ушла".

В 1983 выходит фильм "Пацаны", ставший самым известным в творчестве Асановой. Сюжет посвящен воспитанию "трудных" детей в летнем лагере. Большинство актеров было набрано в спецшколах,  детских домах. Многие из них имели криминальное прошлое. В результате на съемках сама режиссер оказалась в том же положении, что и главный герой фильма, директор лагеря Антонов. Асановой не только удалось преодолеть конфликты в общении с детьми, но и сплотить всех молодых артистов, создать творческую команду из отчужденных и недоверчивых проблемных подростков.

"Поскольку языком кино стоит говорить только о самом больном, тема взаимоотношений взрослых и детей возникает сама собой", - комментировала режиссер свое решение вновь снять фильм о переходном возрасте. - "Нам было важно, почувствуют нас ребята или не почувствуют, полюбят, не полюбят. Каждый вечер мы, как Антонов, думали, что доброго совершили наши пацаны сегодня…. Один, самый молчаливый, сказал: "Даже если фильм не прогремит, его смысл в том, что вы хоть одному из нас помогли".

Практически все, знавшие Динару Асанову, отмечали двойственность ее облика, изящество и стремление работать на износ, а также силу характера и способность убеждать.

Кинолекторий проходит в рамках социального кинопроекта "Время жить – время созидать.