Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

"Монолог" (0+) режиссера И. Авербаха в проекте "Время жить – время созидать"

В рамках социального кинопроекта "Время жить – время созидать" и проекта "Культура для школьников", который проводится министерством культуры Краснодарского края, представляем фильм "Монолог" (0+) режиссера Ильи Авербаха. Это драма об отличиях в восприятии разных поколений   себя и друг друга, снятая в 70-е годы прошлого века. Кинофильм был номинирован на Каннском фестивале на "Золотую пальмовую ветвь", и хоть ее не получил, вошел в фонд классики советского кино.

Режиссер Илья Авербах снял "Монолог" на киностудии "Ленфильм", и он стал лучшей его работой. На родине режиссёр был известен как автор    "Фантазий Фарятьева" с Андреем Мироновым в главной роли, а так же "Чужих писем" с Ириной Купченко. Главную роль в картине "Монолог" сыграл замечательный актер Михаил Глузский, а великолепные женские роли исполнили актрисы Маргарита Терехова, Марина Неёлова и Евгения Ханаева. "Монолог" собрал почти девять миллионов зрителей в СССР, чему, возможно, послужила блестящая работа оператора Дмитрия Месхиева, который через три года после этого снимет великолепную "Звезду пленительного счастья". Для режиссера этот фильм, как семейные узы, – дело сложное. К главному герою Никодиму Сретенскому, старому профессору, приезжает дочь с внучкой. Сретенский после долгих лет труда уходит на пенсию, отработав директором института, и остается один на один с младшим поколением. В его устоявшуюся жизнь, с порой нелепыми, но постоянными и дорогими привычками буквально врывается непутевая дочь и совсем юная внучка, и тут-то и возникают конфликты. И всё чаще профессор видит девичьи слезы, но не может уступить.

Сам режиссер говорил о своем детище, что это фильм-исповедь, что вся команда стремилась создать портрет человечного ученого, который, несмотря на свою привычную жизнь, некоторую закостенелость, переносит все свои переживания и страстный характер на юную внучку. И как по-новому в Сретенском всё отзывается, когда он видит ее страдания, ее первую влюбленность и растерянность. Как Никодим из нетерпимого и бескомпромиссного научного сотрудника благодаря взаимоотношениям с бывшей женой, дочерью и внучкой находит в себе силы на понимание, сострадание и воспринимает всё происходящее вокруг более мудро и просто. Примечательно, что жизнь главного героя меняется каждый раз, когда ему звонят в дверь. Каждый раз с этим звонком к нему в жизнь врывалась то дочка Тася, выросшая вдали, то Тася с маленькой внучкой на руках. Каждый раз звонок был предвестником нового, сложного этапа в жизни профессора. И ученый, не возмущаясь, не жалуясь, смело шел навстречу этой новой жизни, а взамен никогда не просил ни благодарности, ни почестей, ни покоя, ни доброго слова. В этой драме замечательно показано, как можно любить то, что ты делаешь, любить близких не эгоистично, и не фанатично, а любить и принимать целиком. Принимать абсолютно все – и радости и горести, и тяжкий труд и отдых – и сохранять внутреннюю гармонию. Понимать, что это просто жизнь, такая, какая есть – благодарить ее за каждый миг.

Фильм активно перебирает все женские архетипы и их влияние на мужчину. И как Сретенский, заядлый одиночка-ученый, пытается найти смысл жизни и свое счастье. И в конце происходит примирение героя не только со своей семьей, но и со старостью. Сценарий к фильму написал Евгений Габрилович, большой мастер кинематографа советской эпохи. Эта драма отличается от многих фильмов советского периода: драма местами трогательная, местами философская, местами искрит надеждой на светлое будущее и личное счастье каждого человека.