Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

240 лет со дня рождения русского поэта Василия Андреевича Жуковского

В преддверии празднования дня рождения Василия Андреевича Жуковского – 29 января – представляем лекторий о его жизни и творчестве. Поэт имел влияние на всю императорскую семью. С его мнением считались при дворе, к тому же Василий Андреевич обучал будущего императора Александра II, который вошел в историю как царь-реформатор и освободитель. Даже Александр Сергеевич Пушкин не только считал Жуковского новатором и реформатором русского языка того времени, но и признавал его своим учителем. Известный литературный критик XIX века В.Г. Белинский назвал Жуковского одним из создателей новой русской поэзии, литературным "Коломбом Руси", открывшем ей "Америку романтизма в поэзии".              

Василий Жуковский родился 29 января 1783 года (по старому стилю). Он был незаконнорожденным сыном богатого помещика, одно время служившего при дворе императрицы Екатерины II, Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, получившей в крещении имя Елизаветы Дементьевны. Афанасий Бунин умер, когда Василию было всего восемь лет. Мальчика усыновил бедный холостой дворянин Андрей Григорьевич Жуковский, который жил в доме Бунина. Он стал крестным отцом ребенка и усыновил его. Именно тогда положение семьи изменилось: жена Бунина, Мария Григорьевна, приняла мальчика в семью, как родного сына, и его единокровные сестры, дочери Афанасия Бунина, заботились о нем и любили его. Трудно до конца представить себе внутренний мир подростка, узнавшего истинную историю своего происхождения. Но, так или иначе, переживания эти глубоко вошли в его сердце.                                                                                                                    

Будущий поэт поступил учиться в частный пансион в Туле, а затем в Московский университетский пансион, где сосредоточился на изучении литературы эпохи классицизма. В 1801 году окончил учебное заведение и впервые опубликовал свои первые произведения. Первой же серьезной работой Жуковского был перевод элегии английского поэта Т. Грея "Сельское кладбище". Под редакцией корифея новой русской литературы Карамзина элегия выходит в журнале "Вестник Европы". Тогда же формируются литературные воззрения Василия Жуковского: он сочетает патриотизм с европеизмом и помимо своей творческой деятельности в течении целого года занимается редактированием журнала "Вестник Европы", широко известного в Петербурге и за его пределами. С 1815 г. Василий Андреевич состоит в литературном обществе "Арзамас", где тесно начинает общение и последующую литературную дружбу с К. Батюшковым, П. Вяземским, И. Тургеневым, А. Пушкиным и Н. Карамзиным, которого впоследствии считал своим учителем. Наряду с этим Жуковский как автор очень рано становится популярным и приобретает литературный авторитет. Все его произведения – элегии, баллады, песни поражали новизной содержания и формы и занимали все более главенствующее место в журналах и изданиях того времени. В 1808 году вышла в свет его известная баллада "Людмила", которая как и многие другие является вольным переводом. Взяв за основу сюжет баллады немецкого поэта Г. Бюргера "Ленора", он создаёт совершенно оригинальное поэтическое произведение. А в написанной несколькими годами позже балладе "Светлана", кажется, оживают "преданья старины глубокой". Стихия народной жизни, фольклор становятся для Жуковского источниками высокой поэзии. В 1812 году он вступает в Московское ополчение и прибывает к Бородинскому полю. После он пишет произведение "Певец во ставе русских воинов", которое стало главным поэтическим произведением о войне 1812 года, рожденным в ее ходе, выразившим построение общности многих русских судеб. Жуковский становится автором первого официального гимна России "Молитва русских". Это был очень вольный перевод текста английского гимна "God save the King" ("Господи, храни Короля"). В 1816 году Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он начинает учить русскому языку принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Фёдоровну, а осенью 1826 году назначается на должность "наставника" наследника престола, будущего императора Александра II, малолетнего сына Николая I. С годами Жуковский все больше задумывается "о небесном, о святом". Это придает его стихам некую "туманность", которая, по словам Белинского, "и составляет главную прелесть, равно как и главный недостаток поэзии Жуковского". В 20 - 30-е гг. он по-прежнему пишет баллады, сюжеты которых заимствует преимущественно у немецких романтиков Гёте, Шиллера, Уланда и других. После гибели Пушкина, в 1837 году, Жуковский объездил с цесаревичем Россию и часть Сибири, а затем путешествовал с ним по Западной Европе. В Риме он особенно сблизился с Н. Гоголем. После, в 1842 году, он уходит в отставку и последние годы жизни проводит в Германии. Но и там его творческая деятельность не ослабевала: Жуковский приступает к переводу поэмы Гомера "Одиссея", индийской народной повести "Наль и Дамаянти", поэмы "Рустем и Зораб". В 1845г. пишет волшебные сказки: "Сказка о Иване-Царевиче и сером волке", "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери", которая была экранизирована в 1969 году Александром Роу. Сказка о ссоре царей вышла под названием "Варвара-краса, длинная коса" с блистательным актерским составом – Михаилом Пуговкиным, Георгием Милляром, Александром Хвылем и другими.