Город:
Дата и время:

"Шедевры отечественной мультипликации" - "Ёжик в тумане"

     Кубанькино продолжает цикл лекториев "Шедевры отечественной мультипликации" в рамках социального кинопроекта "В гостях у добрых героев". Мы вместе с вами вспоминаем самые любимые мультфильмы в нашей̆ стране.

    Классика мировой анимации, самая знаменитая работа маэстро Юрия Норштейна ‒ мультфильм выпущенный студией "Союзмультфильм" в 1975 году. Простой, глубокий, красивый и аскетичный "Ежик в тумане" (6+) возглавил список лучших мультфильмов всех времен и народов по результатам опроса 140 мультипликаторов и кинокритиков мира.

    Десятиминутная сказка Сергея Козлова, нарисованная в "туманных" оттенках, стала масштабным и влиятельным произведением искусства, имеющим успех во всех странах и у разных поколений. Атмосферная музыка мультфильма изредка перемежается выразительными репликами Алексея Баталова, Марии Виноградовой и Вячеслава Невинного.

    Юрий Норштейн определял свой мультфильм как философскую притчу. "Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия" - так говорил про свое творение сам автор. Режиссер переосмыслил произведение, которое в его видении перестало быть просто детской сказкой и обрело философскую идею.

    Чтобы воплотить свой замысел на экране, Норштейну пришлось искать новые художественные средства и технические решения. Он использовал комбинированные съемки: в кадре совмещались элементы реального и мультипликационного мира. Перед мультипликаторами стояло множество сложных художественных задач. Например, надо было сделать так, чтобы Ёжик растворялся в тумане. Фигурку Ёжика клали на белый фон, сверху накрывали листом кальки, а во время съемки кальку медленно поднимали, и Ёжик исчезал в белой дымке. По сути, это был первый спецэффект в отечественной мультипликации. Художник Франческа Ярбусова придумала образы героев мультфильма - Ёжика и Медвежонка. Рисунки в мультфильме полностью выполнены только карандашом. Это позволило достигнуть необходимой таинственности, потерянности и зыбкости окружающего мира.

    Авторы сделали своих персонажей в технике "плоских марионеток". Тысячи маленьких деталей, разложенные на стеллажах, поэтапно передвигались. Так создавался уникальный кадр. Находки Норштейна стали настоящим техническим прорывом того времени.

    Есть в мультфильме и совершенно неожиданные акценты ‒ с Юрием Норштейном над другим мультфильмом "Сказка сказок" работала писательница Людмила Петрушевская. Однажды взглянув на нее при свете рабочей лампы, Юрий Норштейн подпрыгнул от внезапной догадки и одним движением карандаша начертил профиль ёжика. Так задорный вздернутый нос писательницы и ее беззащитный подбородок воплотились в образе кинематографического Ёжика, который однажды вечером отправился в гости к своему другу Медвежонку, но попал в туман и заблудился.

    У маленького Ежика есть малиновое варенье, друг Медвежонок и ежедневная традиция – по вечерам ёжик ходит к медвежонку считать звёзды. Они усаживаются на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрят на звёздное небо. Оно висит над крышей прямо за печной трубой. Справа от трубы звёзды медвежонка, а слева - ёжика. Путь Ежика лежит через густой туман, где даже собственной лапы не разглядишь. Зато здесь можно увидеть белую Лошадь, летучую мышь и слона, безумно ухающую Сову и собаку. Сквозь туманную пелену, сумрак, поток собственных страхов Ежик пробирается к зовущему его Медвежонку. И к самому сердцу мировой аудитории.

    Судьба этого мультфильма сложилась очень счастливо. Наверное, в мире больше нет мультипликационной ленты, которая была бы отмечена таким количеством престижных международных наград. И даже мэтр японской мультипликации Хаяо Миядзяки признавался, что "Ёжик в тумане" является его самым любимым мультфильмом, а Юрий Норштейн - выдающимся художником.

    Мультфильм полюбили миллионы телезрителей. Его до сих пор смотрят, пересматривают. Образы, созданные в мультфильме, стали легкоузнаваемыми, цитируемыми и даже символичными.

s1200.jpg