Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89
Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89
22 января исполняется 123 года со дня рождения одного из самых известных режиссеров XX века Сергея Эйзенштейна. Десятилетия им восхищаются и нещадно критикуют. Что ж, такой удел любого новатора. Однако его черно-белый с красным флагом "Броненосец Потемкин" неизменно входит в мировые топы лучших фильмов всех времен и народов.
Григорий Козинцев, известный нам по "Королю Лиру" и эталонному "Гамлету", был другом Эйзенштейна, творившим с ним в одну эпоху, дает представление об Эйзенштейне не только как о великом киноноваторе, но и как о человеке:
"Юмор был не только излюбленной формой его разговора, но и тренировкой ума. Он легко оборачивал фразу собеседника в каламбур, мгновенно находил в факте комическую сторону. Он мог часами клеить потешные фотомонтажи, приделывая лица знакомых (часто и свое) к фигурам животных и зверей. Он собирал странные объявления и карточки, чтобы потом писать на них письма. В больнице он подарил мне монографию о миниатюрах Фуке, надписав: "От всего инфарктного сердца". Эйзенштейн научил кинематографию искусству потрясать. Он создал в кино эпос".
За свою карьеру он успел снять лишь семь кинолент, однако, несмотря на это, он стал признанным крупнейшим теоретиком в кинематографе, дав понять, что кино намного опередило своего предшественника – театр XIX века.
Сергей Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 в семье инженера-архитектора. Несмотря на то, что родители постоянно ссорились, образование и стремление к прекрасному Сергей получил сполна. Он учил основные европейские иностранные языки, читал с упоением русскую и зарубежную литературу, увлекался театром и живописью, сам рисовал, любил комиксы и карикатуры. С подачи отца Сережа окончил реальное училище, а потом учился в Петроградском институте гражданских инженеров. В Гражданскую войну он записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности. А после войны разносторонний и увлеченный Эйзенштейн пришел в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, где начал трудиться режиссером и художником по декорациям.
В 1921 году Эйзенштейн поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские, возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом, которого боготворил. Однако через год Сергей ушел от своего Мастера по причине того, что стал самостоятельной творческой личностью. Но именно благодаря занятиям с Мейерхольдом у Эйзенштейна появился свой стиль, своя эстетика.
Первый фильм Эйзенштейна "Стачка", снятый в 1924 году, рассказывал о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Уже в этой работе режиссер показал то, чему впоследствии будут обучать студентов киноинститутов – использование метафоры, приемы монтажа, чувство ритма.
Следующий фильм – "Броненосец "Потемкин" был посвящен восстанию матросов. В историю мирового кинематографа вошла сцена расстрела мирной толпы в Одессе. По подсчетам статистиков, этот шедевр Эйзенштейна имеет максимальное количество наград и постоянно входит в рейтинг фильмов "всех времен и народов". Фильм немой, но Эйзенштейну удалось достичь огромной выразительности благодаря "монтажу аттракционов". Как формулировал сам Эйзенштейн, "это свободный монтаж произвольно выбранных самостоятельных воздействий, но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект". "Потёмкин" не имеет традиционного сюжета, материал в нём построен по принципу хроники, но – это драма. Фильм стал классикой нового киноискусства первой четверти 20 века.
Далее выходит фильм "Окт́ябрь" о событиях Октябрьской революции 1917 года, тем самым завершая трилогию о революционных событиях в России.
В 1930 году Эйзенштейн отправляется в Голливуд как представитель молодого перспективного советского кино. Он пишет сценарии для фильмов, однако из-за развёрнутой в Голливуде антисоветской кампании против режиссёра от сотрудничества с Эйзенштейном американские кинематографисты отказались. По возвращении в Россию он занимался исследовательской работой, писал статьи, готовил лекции. Его книги "Смысл фильма" и "Форма фильма", где описаны принципы цвета, звука и монтажа в кино, стали учебными пособиями для кинопроизводственников.
В 1938 году Сергей Эйзенштейн снял свою первую звуковую картину "Александр Невский", которая посвящена русской победе над тевтонскими рыцарями. Считается одной из лучших картин Мастера, за которую он получил Сталинскую премию. В годы Великой отечественной войны картина оказывала сильное агитационное воздействие.
Практически с тем же составом съёмочной группы Эйзенштейн снял историческую драму "Иван Грозный"(1945); Здесь также получило продолжение экспериментов со звуком, цветом, монтажем. За фильм Сергей Михалович получил вторую Сталинскую премию. При жизни Эйзенштейна продолжение "Ивана Грозного" на экраны так и не вышло. Во второй серии режиссер размышлял о жестокости власти и о том, что диктатора неизбежно ждет расплата – одиночество и муки совести. Эта трактовка не устроила Сталина. Фильм надо было перерабатывать. Но сердце Сергея Михайловича Эйзенштейна остановилось 11 февраля 1948 года. Он оставил после себя бессмертие своей личности. Эйзенштейн – Гений. Каждая его работа – кино, статьи, лекции – все-все представляет интерес, все нуждается в особом внимании и изучении на долгие-долгие годы.
Кинематографическое наследие и историческое значение творчества Сергея Эйзенштейна велико и не вмещается в какую- либо определённую ценностную плоскость.
Кинематографические находки Эйзенштейна ценятся и изучаются до сих пор, а его фильмы и сегодня являются "учебным" эталоном для студентов в плане художественной выразительности и образности.