Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

К 123-летию со дня рождения режиссера Сергея Эйзенштейна

22 января исполняется 123 года со дня рождения одного из самых известных режиссеров XX века Сергея Эйзенштейна. Десятилетия им восхищаются и нещадно критикуют. Что ж, такой удел любого новатора. Однако его черно-белый с красным флагом "Броненосец Потемкин" неизменно входит в мировые топы лучших фильмов всех времен и народов.

Григорий Козинцев, известный нам по "Королю Лиру" и эталонному "Гамлету", был другом Эйзенштейна, творившим с ним в одну эпоху, дает представление об Эйзенштейне не только как о великом киноноваторе, но и как о человеке: 

"Юмор был не только излюбленной формой его разговора, но и тренировкой ума. Он легко оборачивал фразу собеседника в каламбур, мгновенно находил в факте комическую сторону. Он мог часами клеить потешные фотомонтажи, приделывая лица знакомых (часто и свое) к фигурам животных и зверей. Он собирал странные объявления и карточки, чтобы потом писать на них письма. В больнице он подарил мне монографию о миниатюрах Фуке, надписав: "От всего инфарктного сердца". Эйзенштейн научил кинематографию искусству потрясать. Он создал в кино эпос". 

За свою карьеру он успел снять лишь семь кинолент, однако, несмотря на это, он стал признанным крупнейшим теоретиком в кинематографе, дав понять, что кино намного опередило своего предшественника – театр XIX века.

Сергей Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 в семье инженера-архитектора. Несмотря на то, что родители постоянно ссорились, образование и стремление к прекрасному Сергей получил сполна. Он учил основные европейские иностранные языки, читал с упоением русскую и зарубежную литературу, увлекался театром и живописью, сам рисовал, любил комиксы и карикатуры. С подачи отца Сережа окончил реальное училище, а потом учился в Петроградском институте гражданских инженеров. В Гражданскую войну он записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности. А после войны разносторонний и увлеченный Эйзенштейн пришел в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, где начал трудиться режиссером и художником по декорациям.

В 1921 году Эйзенштейн поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские, возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом, которого боготворил. Однако через год Сергей ушел от своего Мастера по причине того, что стал самостоятельной творческой личностью. Но именно благодаря занятиям с Мейерхольдом у Эйзенштейна появился свой стиль, своя эстетика. 

Первый фильм Эйзенштейна "Стачка", снятый в 1924 году, рассказывал о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Уже в этой работе режиссер показал то, чему впоследствии будут обучать студентов киноинститутов – использование метафоры, приемы монтажа, чувство ритма. 

Следующий фильм – "Броненосец "Потемкин" был посвящен восстанию матросов. В историю мирового кинематографа вошла сцена расстрела мирной толпы в Одессе. По подсчетам статистиков, этот шедевр Эйзенштейна имеет максимальное количество наград и постоянно входит в рейтинг фильмов "всех времен и народов". Фильм немой, но Эйзенштейну удалось достичь огромной выразительности благодаря "монтажу аттракционов". Как формулировал сам Эйзенштейн, "это свободный монтаж произвольно выбранных самостоятельных воздействий, но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект". "Потёмкин" не имеет традиционного сюжета, материал в нём построен по принципу хроники, но – это драма. Фильм стал классикой нового киноискусства первой четверти 20 века. 

Далее выходит фильм "Окт́ябрь" о событиях Октябрьской революции 1917 года, тем самым завершая трилогию о революционных событиях в России. 

В 1930 году Эйзенштейн отправляется в Голливуд как представитель молодого перспективного советского кино. Он пишет сценарии для фильмов, однако из-за развёрнутой в Голливуде антисоветской кампании против режиссёра от сотрудничества с Эйзенштейном американские кинематографисты отказались. По возвращении в Россию он занимался исследовательской работой, писал статьи, готовил лекции. Его книги "Смысл фильма" и "Форма фильма", где описаны принципы цвета, звука и монтажа в кино, стали учебными пособиями для кинопроизводственников.

В 1938 году Сергей Эйзенштейн снял свою первую звуковую картину "Александр Невский", которая посвящена русской победе над тевтонскими рыцарями. Считается одной из лучших картин Мастера, за которую он получил Сталинскую премию. В годы Великой отечественной войны картина оказывала сильное агитационное воздействие. 

Практически с тем же составом съёмочной группы Эйзенштейн снял историческую драму "Иван Грозный"(1945); Здесь также получило продолжение экспериментов со звуком, цветом, монтажем. За фильм Сергей Михалович получил вторую Сталинскую премию. При жизни Эйзенштейна продолжение "Ивана Грозного" на экраны так и не вышло. Во второй серии режиссер размышлял о жестокости власти и о том, что диктатора неизбежно ждет расплата – одиночество и муки совести. Эта трактовка не устроила Сталина. Фильм надо было перерабатывать. Но сердце Сергея Михайловича Эйзенштейна остановилось 11 февраля 1948 года. Он оставил после себя бессмертие своей личности. Эйзенштейн – Гений. Каждая его работа – кино, статьи, лекции – все-все представляет интерес, все нуждается в особом внимании и изучении на долгие-долгие годы. 

Кинематографическое наследие и историческое значение творчества Сергея Эйзенштейна велико и не вмещается в какую- либо определённую ценностную плоскость. 

Кинематографические находки Эйзенштейна ценятся и изучаются до сих пор, а его фильмы и сегодня являются "учебным" эталоном для студентов в плане художественной выразительности и образности.