Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

"Свой среди чужих, чужой среди своих" (0+), режиссера Никиты Михалкова

Здравствуйте, уважаемые зрители! Рады приветствовать Вас в рамках онлайн проекта "Экран Кубанькино". Мы продолжаем цикл лекториев в рамках проекта "Культура для школьников", который проводится министерством культуры Краснодарского края с целью познакомить школьников с богатым кинонаследием нашей̆ страны. "Культура для школьников" проходит в рамках социальных проектов Кубанькино.

И сегодня в кинопроекте "Время жить – время созидать" мы познакомим вас с советской драмой "Свой среди чужих, чужой среди своих" (0+),  1974 года, режиссера Никиты  Михалкова. Эта история о чекисте, который внедряется в банду  в поисках пропавшего золота, был снят по повести Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова "Красное золото". Сюжет её был навеян небольшой журнальной заметкой, рассказывающей историю путешествия из Сибири в Москву поезда с золотом, реквизированным у буржуазии, о том, как оно было захвачено белогвардейской бандой и переходило из рук в руки, пока, наконец, не было отбито чекистами. Боевик был снят в жанре "красный вестерн" и органично соединил в себе отечественный революционный героизм с американским и итальянским вестерном. Режиссер сам говорил, что источником вдохновения для него стали фильмы Серджио Леоне и Джона Форда, а также актер Клинт Иствуд. В соответствии с жанром в картине есть золото и ограбление поезда, погони и перестрелки, кони и пулеметы, широкополые шляпы и кожаные куртки, детективная интрига и романтика приключения. История фильма такова: 1920-е годы, маленький город на юге России. Гражданская война закончилась, но до полной победы большевиков ещё далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей – бывших красных бойцов – вступают с ними в смертельную схватку. Подозрение в предательстве падает на одного из них, и, сбежав от товарищей, он должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.                            
Большую часть сцен на природе, включая сплав по горной реке, снимали в пригороде Грозного. Съемочной группе пришлось работать с перерывами в  шесть месяцев во второй половине 1973 года. Сначала были павильонные съемки на "Мосфильме", где снимали интерьеры казарм, а потом съемочная группа отправилась в подмосковное Марфино для съемок натуры и сцены проводов красноармейского эскадрона на фронт. Последний этап съемок проводили неподалеку от Баку: здесь пересняли сцену ночного грабежа поезда и убийства экспедиторов ЧК. Переснимать пришлось из-за того, что первые дубли оказались снятыми на засвеченную пленку. Стоит отметить, что несмотря на жесткий контроль советской цензуры, многие сцены в фильме придумывались по ходу съемок. Так, воспоминания детства есаула, которого сыграл сам Никита Михалков — чистая импровизация. Актерский состав и киногруппа работали настолько слаженно и на подъеме, что практически все сцены снимали с первого или со второго дубля. Почти все актёры в фильме (кроме Солоницына) никому ещё не известны и, практически, всех их ждёт всесоюзная популярность. Богатырёв, Шакуров, Пороховщиков, Кайдановский, Райкин. Снявший на тот момент всего несколько фильмов оператор Павел Лебешев. Музыку к лучшему советскому вестерну написал Эдуард Артемьев. И она по пронзительности ничуть не уступала вестерн-хитам итальянца Эннио Марриконе. И пусть фильм был снят частично на черно-белую пленку, потому как  Мосфильм выделил на съемки фильма только 5400 метров пленки "Кодак", и далеко не сразу был признан и оценен зрителем, тем не менее, эта драма безусловно знаковая картина как для 70-х, так и для всего кинематографа, она не потеряла актуальности и сегодня.