Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

К 85-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Александра Демьяненко в проекте "Персона. Жизнь и творчество великих отечественных актеров и режиссеров"

Кубанькино продолжает культурно-просветительский проект "Персона. Жизнь и творчество великих отечественных актеров и режиссеров", где мы рассказываем о таланте и судьбе любимых сценаристов, режиссеров и актеров.    Сегодня, 30-го мая, 85 лет исполнилось бы одному из самых неоднозначных и в то же время любимых советских артистов – Александру Сергеевичу Демьяненко. Обаятельный остряк прожил половину жизни в тени своего героя Шурика из комедий Леонида Гайдая. Однако актер был не только идеальным юмористическим персонажем, в его фильмографии есть романтические амплуа, роковые образы, и съемки в авторском кино.               

30 мая 1937 года, в Свердловске родился Александр Демьяненко. Его отец был выпускником ГИТИСа, участником знаменитой театрально-агитационной группы "Синяя блуза", гастролировавшей в СССР в 1920-е годы. Поэтому артистический путь сына во многом оказался предопределен — авторитет отца был огромным. В юности Александр не только часто ходил на спектакли, но и занимался в кружке художественной самодеятельности. Здесь, в "народном театре", актер и сыграл свои первые роли. Молодой Демьяненко учился в музыкальной школе по классу фортепиано и занимался вокалом: в старших классах пел прекрасно поставленным низким баритоном.

В 1954 году, в Свердловске работала приемная комиссия МХАТа. Семнадцатилетний Александр пробовал сдать экзамен, но от волнения провалился. Он был очень стеснителен, и это сопровождало его всю жизнь. Коллеги и теперь удивляются тому, что он вообще выбрал актерскую профессию, будучи таким застенчивым. Иногда казалось, что он несовместим с актерской профессией – молчаливый, замкнутый, немного печальный. Так он остался в родном городе и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Однако уже через год Демьяненко вместе с друзьями отправился в Москву, снова поступать в театральный и был принят и в ГИТИС и Щукинское. И он решил учиться в ГИТИСе, как и его отец. Сниматься он начал на втором курсе ГИТИСа, но учился он неровно. Рассказывают, что мог попроситься у преподавателя выйти из аудитории, а потом выяснялось, что уехал на вокзал, а потом в Свердловск, соскучившись по родственникам. Тем не менее, его тогда пригласили в кино, а педагоги отпустили на съемки. Первая роль Демьяненко – гимназист Митя в картине "Ветер", которой Александр Алов и Владимир Наумов завершили трилогию, в которую вошли "Тревожная молодость" и "Павел Корчагин". После окончания института в 1959 году Демьяненко был принят в труппу Московского театра им. Вл. Маяковского, но проработал там только три года и переехал в Ленинград, где ему обещали квартиру, и к тому же он часто снимался на "Ленфильме". В Ленинграде жила и его будущая жена Марина Склярова, с которой он вместе ходил в театральную студию в Свердловске. Москву Демьяненко так и не полюбил, и хотя поступали завидные предложения из столичных театров, так и остался в Ленинграде. С первых же ролей Александр Сергеевич появлялся в образах скромных интеллигентных юношей, благородных и принципиальных. Он сыграл фотографа, архитектора, работника типографии, журналиста, дирижера – сплошь представителей творческой интеллигенции. Среди этих работ были и главные роли: "Взрослые дети", "Карьера Димы Горина", "Мир входящему" и "Порожний рейс". В дальнейшем эту тему — раскрытия героического начала во внешне негероическом человеке Демьяненко еще не раз сыграет. Однако все эти роли не принесли ему той популярности, которая обрушилась на актера после съемок у режиссера Леонида Гайдая. На самом деле Шурик поначалу был и Эдиком и Владиком – так звали героя в сценарии "Операции "Ы". Режиссер долгое время не мог подобрать актера для главной роли. В пробах участвовали более 40 актеров, и никто из них не впечатлил Гайдая. Своего героя он во многом списал с самого себя в молодости, интеллигентного растяпы, постоянно попадающего в курьезные ситуации и когда кто-то показал ему фотографию скромного юноши в очках, он показался ему очень похожим на него самого. Выбор был удивительно точным, ведь попадание Демьяненко в образ получилось стопроцентным. Актер говорил: "Мне не пришлось играть Шурика, просто существовал в предлагаемых обстоятельствах". После проката картины "Операция "Ы", популярность Демьяненко взлетела до небес. Никто даже не пытался обращаться к нему по имени, он стал просто Шуриком. На своего персонажа актер был зол многие годы. Нет, снимать его не перестали, но и сильные роли практически не предлагали. Режиссеры боялись, что зрители в любом образе Демьяненко будут видеть только Шурика.

Но тем не менее, Демьяненко оставался востребованным в профессии всю жизнь. Вот несколько примечательных ролей: Владимир Иванович ("Мой добрый папа"), ученый Тимофеев ("Иван Васильевич меняет профессию"), адвокат Блиндт ("Летучая мышь"), Шестаков ("Зеленый фургон"), и множество работ в телевизионном театре. Так одной из самых первых заметных картин стала "Карьера Димы Горина" (0+) режиссеров Ф. Довлатяна и Л. Мирского. По сюжету фильма из-за своей финансовой ошибки служащему сберкассы Диме Горину приходится отправиться на сибирскую стройку, где он встретил совершенно незнакомую жизнь и девушку своей мечты. В фильме "Мой добрый папа" (12+) режиссера Игоря Усова, мальчик Петя вспоминает о своей счастливой предвоенной жизни в Баку, и о папе, композиторе и дирижере – Владимире Иванове (Демьяненко). Как началась война и папа ушел на фронт, но завещал сыну всегда быть добрым к людям и помогать им в трудностях и беде. В легком мюзикле "Летучая мышь"(0+) режиссера Яна Фрида, Демьяненко великолепно сыграет адвоката главного героя – Блиндта.

В так же, в те годы был популярен дубляж, Александр озвучил много зарубежных шедевров. Его голосом говорили Роберт Де Ниро, Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Джон Войт. Намного позже актер вновь вышел на сцену – играл в Петербургском театре комедии им. Акимова и "Приюте комедиантов". Снялся в первом российском ситкоме "Кафе "Клубничка". В конце жизни Александр Сергеевич все-таки простил Шурика и даже признался в этом в одном из интервью. Скромный, но находчивый Шурик, инженер-изобретатель Александр Тимофеев – именно эти два имени будут помнить зрители. Александр Демьяненко навсегда останется интеллигентным студентом, который может развеселить и растрогать зрителя, но главное подарить хоть на время радость от просмотра фильма, благодаря его великолепной игре и таланту.