Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул.Ленина,89

Дата и время:

Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края
350000, Краснодар, ул Ленина, 89

"Поэт, как прежде равен маяку, так, словно путь не завершён, а начат…"

"Он маяку и ростом был под стать,

а в гудящий зал метнул впервые

Своих созвучий вспышки огневые

И повелел метафорам блистать"

Я. Хелемский

   Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского – русского поэта, драматурга, киносценариста, кинорежиссёра, киноактёра, художника, редактора журналов "Левый Фронт", "Новый ЛЕФ". При жизни у писателя было множество врагов, отрицавших его талант и значение для русской литературы. А сразу после смерти он был назван лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи. Фигура В.В. Маяковского и при жизни поэта, и после смерти - в эпицентре яростных споров.

    Кто он - подлинный новатор стиха или сочинитель "агиток" на злобу дня, создатель рифмованных лозунгов или нежный лирик? Фигура почти мифологическая. О его творчестве говорили, что оно пронизано электричеством. Он с одинаковой страстью писал революционные, плакатные стихи, острую сатиру и любовную лирику.

В литературе останется навсегда имя Владимира Маяковского как великого художника. Его талант все увидели уже в ранних стихах:

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

    В 1913 г. вышел его первый сборник "Я". Это был цикл из четырех стихотворений. В этом же году была написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. То, как Маяковский читал стихи, производило на слушателей огромное впечатление. П. Г. Антокольский вспоминал: "Не чтением это было, не декламацией, но работой, очень трудной работой шаляпинского стиля: демонстрацией себя, своей силы, своей страсти, своего душевного опыта". Известно, что когда Маяковский познакомился с Шаляпиным, тот сделал ему комплимент: "Вы, как я слышал, в своем деле тоже Шаляпин?". Молодой поэт смутился и ответил: "Орать стихами научился, а вот петь не умею".

    Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Его ранние произведения очень образны, выразительны и сочны: "Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые", "А вы могли бы?". Они сочетали энергию митинга и демонстрации с лирической камерностью ("Скрипка издёргалась, упрашивая"). Маяковский сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к колоннам демонстрантов. "Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры" - эти метафоры относятся и к слову поэта.

    С октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменением действительности. Резко меняется тональность стихов поэта. "Ода революции", "Левый марш", "Мистерия-Буфф" - это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в будущее. Октябрьскую революцию поэт назвал "Моя революция". Он был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти о сотрудничестве.

    Футуристическая группа, "Сегодняшний лубок", "Левый фронт искусств", рекламные "Окна РОСТА" ‒ Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли. Талант и энергия у него были огромные.

    Маяковский оказал большое влияние на поэзию ХХ века, особенно на таких поэтов, как Семен Кирсанов, Дмитрий Кедров, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и других. Его новаторство в рифмах, в ритмах, в "лесенке" восприняли зарубежные поэты Луи Арагон, Назым Хикмет, Пабло Неруда, Иоганнес Бехер и другие.

    Несколько поколений советских людей отлично знали его творчество, любили его. Но для всех он был разным. В рамках школьной программы изучались известные поэмы В.В. Маяковского "Хорошо!" и "Владимир Ильич Ленин", многие наизусть знали "Стихи о Советском паспорте", "Левый марш", "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", а слова "Светить всегда, светить везде, до дней последних донца! Светить, и никаких гвоздей! – Вот лозунг мой и Солнца!" стали для многих просто путеводной звездой.